Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения

Отсюда следует, что спросу на товары длительного пользования и услуги присущи более значительные колеба­ния, чем рынку краткосрочных товаров. Это придает за­нятому здесь бизнесу рискованный характер.


1.2. Совокупный спрос и его структура

 

Как известно, задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение массовых явлений и процессов, которые в своей совокупности отражают взаимосвязи, складывающиеся на рынке и вместе с тем воздействующие на все основные фазы и сферы произ­водства.

Рассмотрение общих взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках экономической системы как целого требует и соответ­ствующего агрегирования экономических категорий.

На реальном рынке встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов рубашек и галстуков и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, желает приобрести эти, а возможно, и другие товары. Цены, по которым предлагаются (реализуются) и покупаются рубашки и галстуки, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, можно сказать, массовых, а не единичных сделок. Объемы предложения и спроса на рынке товаров и услуг устанавливаются в соответствии с ре­гулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.

В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары – галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, коньяки и макароны – объединяются в совокупную массу товаров, вы­ражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как со­вокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потреби­телей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объ­ему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.

Итак, совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в со­ответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупный спрос – спрос на потребительские и инвестиционные товары (и услуги). Совокупное предложение соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП)[2].

Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде кривой, графика. Постоянное движение цен создает опре­деленные трудности с описанием этих категорий, поэтому для измерения объема и динамики агрегированных совокупностей используются индексы, при которых показатели спроса и пред­ложения исчисляются по отношению к базовому или отчетному периоду.

Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, т. е. такая же, как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением от­дельного товара и ценой на этот товар.

Однако при рассмотрении агрегированных показателей наблюдается следующее раз­личие. Дело в том, что совокупный спрос и совокупное предложение – это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.

Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропор­ционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов они не все направляются на потребление, а частично откла­дываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предло­жения товаров и услуг, растущего вместе с ростом националь­ного продукта, оказывается излишней по отношению к изме­нившемуся объему и структуре спроса. В этом случае произ­водители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Пред­приниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные из­держки), либо сокращать производство.

Может возникнуть и иная ситуация, кстати, достаточно ха­рактерная на протяжении длительного времени для нашей стра­ны. Ее отличало иное соотношение динамики агрегированных величин: не предложение опережало спрос, а, напротив, сово­купный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основы­ваются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы свое­временно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сба­лансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что описываемое обычно в учебных курсах «нормальное» взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит не­сколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяю­щие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, склады­вающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее (противоречивее).

Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложе­ние, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Предложение подчиняется ценовым сигналам и следует за ростом цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало или оторвалось от изменившихся потребностей спроса.

На графике (рис. 1) подобная или несколько иная ситу­ация, отображающая процесс согласования предложения и спроса, может быть изображена в виде двух кривых: по гори­зонтали откладывается количество произведенных товаров, по вертикали – уровень цен. Кривая предложения растет снизу вверх; кривая спроса – сверху вниз. При росте цен растет предложение, снижается спрос. При движении цен в обратном направлении предложение сокращается, спрос увеличивается. В какой-то момент агрегированные спрос и предложение пересекаются в точке равновесия Po – равновесная цена совпадает с равновесным объемом производства.

 

Рис. 1. Взаимодействие совокупных спроса Dc и предложения Sc.

Каждый продавец должен выходить на конкурентный рынок не со своей инди­видуальной ценой, а с ценой, обусловли­ваемой взаимодействием спроса и предложения, т. е. рыночной. Эта цена в определенной степени стабильна; она имеет свойство восстанавливаться после конъюнктурных колебаний.

Рыночная экономика стремится к равновесному уровню под воздействием собственных, прежде всего, ценовых факторов. Определяющую роль играет закон спроса и предложения, суть которого в приспособлении производства и предложения по объему и структуре к общественным потребностям, проявля­ющимся в виде спроса. Это закон взаимодействия предложения и спроса с ценами; закон прямой (предложение) и обратной (спрос) связи основных рыночных параметров с движением цен.

Разумеется, предложение и спрос формируются (в реальной действительности) под воздействием как ценовых, так и неце­новых факторов. Совокупный спрос зависит от денежных до­ходов населения и уровня цен. Снижение цен равнозначно увеличению доходов, напротив, повышение цен ведет к сни­жению доходов и падению покупательной способности. На раз­меры и структуру спроса влияют также система налогообло­жения, возможности и условия предоставления кредита, состо­яние денежного обращения. Совокупный спрос формируется и под воздействием демографических процессов, географиче­ских особенностей, национальных и исторических традиций, профессиональной структуры, имущественной дифференциа­ции населения. Столь же многообразны факторы совокупного предложения при определяющей роли цен на сырье, топливо и комплектующие, от чего зависит уровень производственных издержек и степень прибыльности.

Функционирование рыночного механизма иногда сравнива­ют с взаимодействием и строгим сопряжением элементов ча­сового или другого подобного механизма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного и опасного воз­действия внешних факторов (политических потрясений, войн, кризисов). Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Не срабатывают при­вычные финансовые и правовые регуляторы. Рынок не желает возвращаться в равновесное состояние или приходит в норму далеко не сразу, со значительными издержками и потерями. Во всяком случае, существует немало различий между тради­ционной картиной, складывающейся на агрегированном рынке, командные высоты на котором занимают равновесные цены, и «нетипичной» ситуацией, порождаемой нетрадиционным по­ведением кривых совокупного спроса и совокупного предло­жения.

 

1.3. Содержание сбережения

 

         В настоящий момент в российской литературе и практике не существует устоявшегося понятия сбережений. В бытовом смысле термин “сбережения” используется для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее. Госкомстат трактует сбережения как разницу между доходами населения и его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая осталась не потребленной в анализируемом периоде. Такой подход к определению сбережений можно считать упрощенным, поскольку он сводится к вычислению арифметической разности, в процессе чего игнорируется экономическая сущность сбережений.

В современной экономической теории дается несколько определений сбережений:

Ø     Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Происходит своего рода “жертвование” текущим потреблением ради потребления будущего. Основной принцип здесь такой: человек сберегает определенную часть дохода тогда и только тогда, когда ожидаемая полезность потребления этой суммы в будущем выше, чем полезность потребления ее в настоящем. Причем понятие “текущего” и “будущего” потребления здесь достаточно условны и в основном их рамки очерчиваются временными рамками получения “текущего” дохода. Можно утверждать, что “текущим” считается такой период, в течение которого величина дохода в единицу времени и предельная полезность потребления единицы дохода остается постоянной, поэтому у индивидуума не возникает необходимости переносить потребление дохода внутри этого периода. Другое дело – “будущее” время, которое характеризуется, с точки зрения теории, снижением абсолютной величины дохода и увеличением предельной полезности единицы дохода. Упрощенно вышеуказанный принцип можно выразить следующим образом: для зрелого человека, получающего стабильный доход, полезность 1000 руб. меньше, чем для человека пожилого, живущего на скромную пенсию. Поэтому для зрелого человека разумно отложить 1000 руб. с целью потребить их тогда, когда они будут больше нужны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать