Государственное регулирование предпринимательской деятельности
смотреть на рефераты похожие на "Государственное регулирование предпринимательской деятельности"
«Государственное регулирование предпринимательской деятельности»
ВВЕДЕНИЕ
Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.
Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата
четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о
попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении
Владимира Мономаха о "необходимости и учить купечество и поддерживать
его".[1] И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России
превратилась в одну из основных экономических функций государства.
Мероприятия отдельных монархов, проводимые в целях поддержки предпринимательства, принимаемые по этому поводу законодательные акты порой не отличались преемственностью и системностью. Результатом явились скачкообразный характер развития предпринимательства в России, большое влияние субъективного фактора, сложность определения основных тенденций становления и генезиса российского предпринимательства.
С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полную зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и покровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации экономического развития. Особенностью допетровского периода развития явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового предпринимательства происходило естественным путем благодаря не правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед мелкой.
Совершенно иными путями шло развитие в России крупного предпринимательства в сфере производства в период Петровских преобразований. В этот период именно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности. В целях стимулирования расширения действующих производств использовались различные льготы. Сбыт изготовленных изделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главным образом приобретением товаров казной. А в тех случаях, когда товары не требовались казне, сбыт фабричных изделий обеспечивался высокой привозной (таможенной) пошлиной, а иногда прямым запрещением ввоза иностранных товаров того же рода или даже монополией производства и продажи, предоставленной отдельным фабрикантам. Отличительной чертой методов государственной поддержки предпринимательства Петровского периода является их сугубо именной характер.
Более всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721 году посессионного права[2], заключавшегося в дозволении фабрикантам и заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных людей, которым могли пользоваться фабриканты, создавались условия для перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX века.
В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки предпринимательства пополнился новыми видами льгот. Использованием новых методов и средств государственной поддержки предпринимательства характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1. Это - появление первых профессиональных журналов для предпринимателей ("Северная почта" и "Журнал мануфактур и торговли"), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический институт-1826 г.). [3]
Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-х годов) проявлялась, прежде всего, в поддержке мануфактурного капитала, отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, при этом усиливая ответственность предпринимателей за расходование и возврат кредитов, выделяемых из государственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-х годов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства.
С конца XIX века в России начинается восстановление значения государственного предпринимательства; усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику протекционизма в отношении ведущих предприятий).
В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.
В силу этого представляется актуальным теоретическое исследование проблем государственного регулирования предпринимательства и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - по гражданскому
законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом
порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не
ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица
без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ
регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах
гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где
предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового
(коммерческого, хозяйственного) права.
Так дает определения предпринимательству юридический словарь.
Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.[4]
Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он
распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем
субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование
строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов.
Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что
его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в
установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых
норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами
правоотношений, является основой для обеспечения режима законности
деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа
функционирования как государства в целом, так и предпринимательской
деятельности в частности.
Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.
Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.
Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии
предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35
в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии
предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества
для государственных нужд может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения; право наследования
гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему
-проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции
понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами.
Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое
и правовое пространство в стране.
Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие
Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области
экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной
жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются
высшей ценностью.
Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об
акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке
Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие
современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция
Таможенного кодекса (1995 г.), федеральные законы о международных
договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных
актов.[5]
Для развития конкуренции, как одного из главных направлений
становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным
является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с
недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ “О
государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции
на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные
меры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и
разработка программ демонополизации и развития конкуренции.[6] Следует
отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики,
специфику правовой системы:
. наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,
. наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.