Средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.
Порядок расчета средней численности работников представлен в
Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и
использовании рабочего времени в формах федерального государственного
статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата от
07.12.98 № 121, и Инструкции по заполнению формы федерального
государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных
показателях деятельности малого предприятия", утвержденной Постановлением
Госкомстата РФ от 29.02.2000 № 17.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они признаются субъектами малого предпринимательства независимо от каких-либо условий, в том числе и от количества наемных работников.
В случае превышения малым предприятием предельной численности работников указанное предприятие лишается предусмотренных законодательством льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Неналоговые меры государственной поддержки малого предпринимательства:
За реализацию поддержки малого предпринимательства ответственны следующие государственные органы и организации:
- Министерство по антимонопольной политике и развитию предпринимательства и его территориальные органы;
- департаменты (комитеты, комиссии и т.п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и в структуру органов местного самоуправления;
- федеральный, региональные и местные фонды поддержки малого предпринимательства. Фонды осуществляют ряд функций, в том числе: поддержку инновационной деятельности малых предприятий, льготное кредитование, а также компенсируют кредитным организациям соответствующую разницу при предоставлении ими льготных кредитов субъектам малого предпринимательства; осуществляют функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; организуют консультирование по вопросам налогообложения и применение норм законодательства;
- Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения. Оно осуществляет обучение и консультирование предпринимателей, проводит экспертизы предпринимательских программ и проектов, осуществляет информационное обеспечение малого предпринимательства, оказывает помощь субъектам малого предпринимательства в подготовке и регистрации их учредительных документов, а также иные функции;
Следует назвать также многочисленные негосударственные некоммерческие организации, союзы, ассоциации по поддержке малого предпринимательства, могущие оказать помощь в различных вопросах, с которыми сталкивается предприниматель.
Основные направления государственной поддержки обозначены в Законе №
88-ФЗ. Обычно по этим же направлениям за отдельными исключениями и
дополнениями осуществляется поддержка и на региональном и местном уровнях.
Назовем эти направления.
1. Льготное кредитование. По этому вопросу следует обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства. Существует специализированный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который оказывает финансовую поддержку высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями на льготных условиях, а также иную поддержку по своей специализации.
2. Льготное страхование. За разъяснением условий льготного страхования следует также обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства.
3. Преимущественное право на получение заказов по производству продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. За информацией можно обращаться в органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
4. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. Реализация мер поддержки в данной области возложена на федеральные и региональные органы исполнительной власти. За дополнительной информацией следует обращаться в эти органы.
6. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства. За разъяснением условий содействия в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями следует обращаться в федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также в органы местного самоуправления.[31]
7. Поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Кроме того, субъектам малого предпринимательства оказывается содействие в информационной сфере, может быть предусмотрен упрощенный порядок их регистрации, лицензирования и сертификации.
На региональном и местном уровнях осуществляются и иные меры поддержки. Например, в Москве создан целевой фонд нежилых помещений для предоставления субъектам малого предпринимательства, упорядочено проведение проверок, установлены льготы по аренде и т.д.
Обобщим вышесказанное. Деятельность субъекта малого
предпринимательства должна осуществляться в тесном контакте с органами и
организациями, реализующими меры государственной поддержки малого бизнеса.
Следует помнить, что в бюджетах всех уровней на поддержку малого
предпринимательства выделяются определенные финансовые средства, на
получение которых малые предприятия имеют право.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая правовая система России все еще не может обеспечить
защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось
оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической
жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе
предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум
права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные
социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому
нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот
“вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными
методами ведения деятельности и разрешения споров.
Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания
государства к предпринимательству следует обратиться к принципам
предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить
следующие направления приоритетного приложения усилий:
1. стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
2. развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;
3. развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали»
(следствие принципа 2);
4. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;
5. развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)
Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.
И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитие
которых позволит государству наиболее эффективно регулировать
предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в
России.
1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
2. Нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;
3. Развитие прогрессивных финансовых технологий;
4. Научно - методическое и кадровое обеспечение предпринимательства
(организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
5. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок новых технологий ;
6. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
7. Международное сотрудничество в сфере предпринимательства - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // http://www.gazeta.ru/2001/06/14/prezidentvpo.shtml
2. Безопасность личности и бизнеса. // Справочник информационного агентства AT. СПб.. 1998.
3. Ионова Ж. А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в
России // http://www.duma.gov.ru/csecure/public/2.html - 33К -
09.02.2001
4. Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М.,
1997 №4(11).
5. Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности
// Закон. 1994. № 6.
6. Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998.
7. Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
8. Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 гг. // http://docs.rcsme.ru/rus/Federal-Laws/FederalProg/ - 13К -
03.04.2002
9. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года // http://www.icss.ac.ru/m_page.php?section=main&sub=am_091002&PHPSESSID
=ffb48201d7 .. - 32К
10. http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml
11. Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант
12. Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002
13. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. О. Н. Антипова и др.; Под общ. ред.
А.А. Пороховского. - Т.2.-Таллинн: АО “Реферто”, 1998
14. Миклина О. Официальные новости // Экономика и жизнь. - 1997. - май
(№20).
15. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа //
Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000
16. http://business.zakon.kz/inostr/Amon1.shtml
17. www.trasei.narod.rudipl4.htm
18. Валентин Завадников председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике.
Банкротные киллеры лишатся работы? // http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/127-fz-comm.shtm
19. Архив новостей // www.lin.ru // 17.04.2002
20. http://www.lin.ru/emitent.nsf/
21.
-----------------------
[1] Безопасность личности и бизнеса. Справочник // Информационное агенство
AT. СПб.. 1998.
[2] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности
предпринимательства // СПб., 1998.
[3] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998.
[4] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // http://www.gazeta.ru/2001/06/14/prezidentvpo.shtml.
[5] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // http://www.gazeta.ru/2001/06/14/prezidentvpo.shtml.
[6] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // http://www.gazeta.ru/2001/06/14/prezidentvpo.shtml
[7] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В
2 т.: Пер. с англ. О. Н. Антипова и др.; Под общ. ред. А.А. Пороховского.
- Т.2.-Таллинн: АО “Реферто”, 1998, стр. 67
[8] Миклина О. Официальные новости // Экономика и жизнь. - 1997. - май
(№20), стр. 95
[9] Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн.
Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000
[10] Валентин Завадников председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике.
Банкротные киллеры лишатся работы? // http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/127-fz-comm.shtm
[11] Валентин Завадников председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике.
Банкротные киллеры лишатся работы? // http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/127-fz-comm.shtm
[12] Архив новостей // www.lin.ru // 17.04.2002
[13] http://www.lin.ru/emitent.nsf/
[14] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
[15] Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002, стр. 21
[16] http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml
[17] Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем
форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002 ,стр. 22
[18] Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002 ,стр. 23
[19] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
[20] Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002 ,стр. 23,24
[21] Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант
[22] http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml
[23] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
[24] Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11).
[25] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 гг. // http://docs.rcsme.ru/rus/Federal-
Laws/FederalProg/ - 13К - 03.04.2002.
[26] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001гг. // http://docs.rcsme.ru/rus/Federal-
Laws/FederalProg/ - 13К - 03.04.2002.
[27] http://business.zakon.kz/inostr/Amon1.shtml
[28] Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант
[29] Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант
[30] http://business.zakon.kz/inostr/Amon1.shtml
[31] Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант