Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен

НОУ

«Институт управления и экономики»

г. Санкт – Петербурга

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

На тему № 12 «Государственное регулирование цен»

 

 

 

 

 

                                                       Студентки: 1-го курса

                                                                  Поповой Е.А.

                            Специальности: Менеджмент

                            и управление

                                                                  Группа: М-11

                                                                  Научный руководитель:

                                                                  к.э.н., доцент Чирихин С.Н.          

 

 

 

 

Новосибирск - 2005

Ведение

 

        Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1)    поддержание сбалансированного общественного производства;

2)    стимулирование роста производства

     3) обеспечение полной занятости;

4) повышение эффективности общественного производства;

5) справедливое распределение дохода;

6) стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;

7) сохранение природной и окружающей среды и т.д.

        Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

        Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются

- государственный бюджет

-государственная собственность

-законодательное творчество

- информация

-внешняя торговля

- силовые структуры

        И наконец, государство вырабатывает определённые методы регулирования. В зарубежной практике сложились следующие методы государственного регулирования:

- управление государственной собственностью

- государственное потребление

- социальные программы

- бюджетная политика

- налогообложение

        На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены – тарифы, таксы.

        Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

        Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

        Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.

        Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.

        Задачи данной курсовой работы - ознакомление с историческими представлениями о роли государства в экономике, дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен.

















I история эволюции представлений

о роли государства в экономике


Меркантилисты

        История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.


Классическая теория

        Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита” Исследование о природе и причинах богатства  народов”,в которой он утверждал, что “ свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство” (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве МЭ и МО N11,1992г..стр.131)

        В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить сам, либо делает это неэффективно. В своем описании рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению  своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая  в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

        Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская теория

        В 30-е годы нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать “кризисной “так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов. Которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономки из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая  бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс путем изменения  количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

         Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

 - высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

 - создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

 -широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно- финансовых регуляторов для стабилизации экономической коньюктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

        Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсанская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неконсервативная модель регулирования.


Неоклассическая теория

        Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через опрос, а вместо этого – использование косвенных мер на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств (т.е. капитализации части прибыли) и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией, государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

        Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому не консерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать