Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
II Цена . Её виды и функции
Цена – денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.
Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.
Функции цен:
1) Измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар.
2) Соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности.
3) Учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета.
4) Инструментом анализа, прогнозирования, планирования.
5) Социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
6) Внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
7) стимулирующая функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен:
1) Оптовые – цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.
2) Розничные – цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.
3) Закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий.
4) Цены на услуги.
Виды цен, различаются по степени и способам регулирования.
1) Жестко фиксированные, твердые цены – назначаются государственными органами ценообразования.
2) Регулируемые цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.
3) Договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
4) Свободные рыночные цены.
Мировые цены – цены мирового рынка подразделяются "на":
Сопоставимые или неизменные цены – для определения индекса цен.
Проектные (сезонные) – изменяются в определённые периоды года , типичны для сельскохозяйственной продукции.
А так же биржевые, аукционные, комиссионные.
III Государственное регулирование цен
Государственное регулирование чаще всего проявляется в установлении максимального уровня цен, что вызывает увеличение спроса (потребители хотят покупать больше по установленной низкой цене), что приводит к появлению дефицита. Те потребители, которые могут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить меньше. Но производители при подобных методах государственного регулирования терпят потери от недополучения прибыли.
Для потерь, вызванных воздействием государственного регулирования , используются понятия излишков потребителя, то есть совокупная чистая выгода, которую получают все потребители (производители) от приобретения (производства) товара.
Так же потребительский излишек и излишек производителя используются для того, чтобы продемонстрировать эффективность конкурентного рынка (ситуация, при которой ресурсы размещаются оптимальным способом) и показать, почему равновесная цена и равновесное количество продукции на конкурентном рынке максимизируют совокупное экономическое благосостояние производителей и потребителей.
Вопросы регулирования ценообразования в условиях рыночной экономики постоянно являются предметом научных дискуссий и острых политических споров. Всеми признано, что государство должно регулировать процесс ценообразования и естественно тем самым и сами цены. В соответствии со сложившейся терминологией те, кто считает допустимым лишь минимальное вмешательство в этот процесс государства, называются “либералами”. Те же, кто настаивает на необходимости более широкого участия государства в формировании цен, обычно называются “консерваторами”.
Либералы рассматривают рыночную экономику в основном как самостоятельную систему, которая может эффективно функционировать при минимальном вмешательстве государства. Консерваторы со времён Кейнса видят возможности решения экономических проблем (таких, как нарушение стабильности экономического роста, повышение уровня безработицы, рост цен (инфляция), нарушение равновесия платёжного баланса) в применении соответствующих мер со стороны государства. Либералы, наоборот, часто связывают негативные явления в функционировании рыночной экономики с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы и ограничением возможностей саморегулирования рыночной экономики. В различных странах с развитой рыночной экономикой преобладает то одно, то другое научное течение, то одна, то другая государственная политика. Из этого можно сделать вывод, что мир движется в направлении усиления государственного регулирования экономики. К этому общество подталкивает тот факт, что рыночная экономика не в состоянии эффективно решать целый ряд жизненно важных социальных вопросов на основе присущих ей стихийно действующих законов.
Одной из важнейших форм государственного регулирования экономической жизни стало воздействие государства на процессы ценообразования. Роль и значение именно этой формы государственного регулирования экономической жизни общества в странах с развитой рыночной экономикой в течение последних десятилетий возрастают. Практика выработала целый ряд методов регулирования цен.
К прямым методам регулирования цен относится:
- административное установление уровня цены;
-запретительные меры, направленные на недопущение роста цен сверх определённого уровня (“замораживание” цен);
-установление предельного уровня цен, выше которого цены не должны подниматься;
-регламентирование уровня рентабельности, торговой надбавки.
К косвенным методам регулирования цен можно отнести:
- систему налогообложения;
- регламентирование состава затрат, включаемых в себестоимость;
- запретительные меры, направленные против монополистической деятельности, на поддержку добросовестной конкуренции;
- установление правил, по которым устанавливаются цены.
Соотношение использования методов регулирования характеризует степень воздействия государства на ценообразование.
Каждая рыночная экономика развивается циклически. Экономический цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объёма производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.
Конкурентные рынки в целом работают хорошо. Чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. В частности, на том рынке где один – единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет очень малым, а цены – очень высокими.
Так определяются монополисты. Монополист – единственный продавец (производитель) товара, услуги. Монополисты могут поучать прибыли, ограничивая объём продаж и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители в коечном счёте платят больше, чем должны. Некоторые монополии практически неизбежны. Большинство предприятий коммунального обслуживания таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или может избрать способ поставки при своём непосредственном участии. Другие монополии могут создаваться искусственным образом – путем различных манипуляций фирм. В их деятельность государственные структуры вторгаются при помощи антитрестовских законов. Стремясь сделать конкуренцию более энергичной и препятствовать монополиям или попыткам осуществлять контроль за предложением.
В большинстве промышленно развития стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки различными способами – через финансовую, налоговую, таможенную и бюджетную политику.
Административное регулирование цен производится на основе следующих методов:
- установление фиксированных цен и тарифов;
- установление предельных цен и тарифов;
- установление предельных коэффициентов изменения цен;
- установление уровня рентабельности.
Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а так же, основные виды услуг. Объём этих товаров составил всего 10% в товарообороте страны.