Государственное регулирование экономики в странах Восточной Европы
смотреть на рефераты похожие на "Государственное регулирование экономики в странах Восточной Европы"
Министерство науки и высшего образования
Казахская Государственная Академия Управления
Кафедра «ГРЭ»
Реферат
На тему:
«Государственное регулирование экономики в странах Восточной Европы»
Проверил:
Выполнила:
Студентка
3 курса УНК”ФК” гр. “Налоги-Г” Пепенина
Мадина
Алматы-1999
В восточноевропейских странах в течение последних трех-четырех
лет продолжается экономический подъем. Наиболее высокими темпами
развивается экономика Польши, Румынии и Словакии. Бурный рост
промышленного производства в Польше - 5,8% в 1993 г, 13,2 в 1994 г.,
10,3 в 1995 г., 9,7% в январе - мае 1996 г. по сравнению с тем же
периодом 1995 г. - дает основание говорить об экономическом буме.
Высокие темпы развития промышленности характерны, и для Чехии (9,2% в
1995 г., 9,8% в январе - мае 1996 г. по сравнению с тем же периодом
1995г.).
В основе экономического подъема в странах Восточной Европы лежит
ряд факторов как внутренних, так и внешних. В числе внутренних
факторов главную роль сыграли: либерализация хозяйственной
деятельности, формирование современной финансовой системы,
стабилизация денежно-кредитной сферы. Рост обеспечивается почти
полностью на основе расширения "нового частного сектора". Например,
Польша высокой экономической динамикой обязана средним и малым
предприятиям как приватизированным, так и вновь созданным в 1990-1993
гг., государственная же тяжелая промышленность по-прежнему находится в
кризисном состоянии. Быстро растет производство на новых предприятиях,
построенных в последние годы иностранными компаниями. Рост румынской
экономики также в основном связан с деятельностью небольших фирм,
причем преимущественно торговых, посреднических и сферы услуг: оборот
торговли и сферы услуг увеличился на 8,3% в 1994 г., на 24,5 в 1995 г.
и на 21,2% в январе - мае 1996 г. по сравнению с тем же периодом 1995
г
Действие благоприятных внутренних факторов сочетается с зарубежной помощью, притоком иностранных инвестиций и, что очень важно, с устойчивой внешнеэкономической конъюнктурой. Экспортные поставки позволяют Польше, Чехии и особенно Венгрии поддерживать высокую динамику промышленного производства несмотря на по-прежнему низкую покупательную способность населения.
При высоком уровне интегрированности в мировое хозяйство наряду с
проявлением цикличности экономического развития, с которой
восточноевропейские страны впервые столкнулись в 1996 г., государство
вынуждено сочетать антиинфляционные меры со стимулированием экспорта,
хотя такое сочетание возможно лишь в течение сравнительно
непродолжительного времени. Например, в Венгрии быстрый экономический
рост в 1994 г. (в промышленности - на 9,1%), вызванный расширением как
внутреннего, так и внешнего спроса, натолкнулся на ограничения со
стороны предложения. В результате в начале 1995 г. возникла сильная
инфляционная волна (темпы роста цен подскочили с 21,2% в 1994 г. до
28,3% в 1995 г.). Это заставило венгерское правительство повысить
учетный процент, заморозить заработную плату и сократить социальные
пособия. Хотя некоторые меры правительства по снижению пособий и
выплат были в середине 1995 г. отменены Конституционным судом,
реальные доходы населения в 1995 г. упали на 15%.
Параллельно с этим в марте 1995 г. было принято решение о разовой
девальвации и последующем ежемесячном снижении курса форинта на 1,3%
(к концу года девальвация составила 27%); весной 1996 г. темпы
девальвации были замедлены. Поощрение экспорта со стороны государства
через снижение курса валюты и заработной платы позволило уже в конце
1995 г. восстановить темпы роста. К настоящему времени потенциал этого
механизма исчерпан, однако полуторагодичный период искусственного
стимулирования деловой активности дал венгерской экономике
"передышку", достаточную для некоторого расширения производственных
мощностей на базе отечественных и иностранных инвестиций. Таким
образом, правительство получило возможность, не опасаясь нового
"перегрева" конъюнктуры, ослабить финансовые ограничения, что для него
особенно важно в свете предстоящих в 1997 г. парламентских выборов.
Сочетание умеренных финансовых рестрикций с понижением валютного
курса для одновременного решения задач стимулирования экономического
роста и борьбы с инфляцией в последнее время явилось главным элементом
политики государства также в Чехии и Словакии. В обеих странах с
начала 1996 г. был существенно расширен диапазон колебаний курса
национальной валюты вокруг официального курса (в Чехии - с 0,5 до
7,0%, что на деле означает девальвацию). Повышение учетной ставки
Национального банка, о котором в Чешском руководстве говорили еще
зимой 1995/96 г., откладывалось до парламентских выборов в мае 1996
г.; в июне ставка была увеличена на 1 процентный пункт - до 10,5%
годовых.
В Словакии национальная валюта более устойчива благодаря рекордно низким для Восточной Европы темпам инфляции (в 1995 г. - 7,2%, в апреле 1996 г. - 6,0% в годовом исчислении). На протяжении 1995 г. эта страна имела крупное положительное сальдо по текущим расчетам, что позволяло финансировать большой объем импортных закупок для модернизации промышленности. Однако в первом полугодии 1996 г. положительное сальдо сменилось дефицитом вследствие чрезмерно высокого импорта и соответственно произошло снижение валютного курса. Это потребовало от Национального банка ужесточения финансовой политики, в том числе повышения учетной ставки.
Примечательно, что денежно-финансовое регулирование, как и
экономическая политика восточноевропейских стран в целом, носит весьма
прагматичный характер и мало связано с политической и экономической
идеологией нового поколения руководителей, пришедших к власти в 1993-
1995 гг. Для укрепления денежной системы, развития рыночных институтов
и решения острейших бюджетных проблем нынешние правительства вынуждены
сокращать государственные расходы и проводить приватизацию
общественной собственности не менее энергично, чем это делали либералы
1990-1992 гг.
Такое положение особенно характерно для Болгарии, Венгрии и
Польши. Изменения в экономической политике государства в 1995-1996 гг.
по сравнению с началом нынешнего десятилетия отражают новые реалии
продвижения по пути рыночной трансформации и интеграции в мировое
хозяйство и опираются на новый инструментарий экономического
регулирования. В частности, именно левые правительства Венгрии и
Польши в 1995-1996 гг. приступили к "приватизации" системы социального
обеспечения, а отдельные попытки ортодоксальных политических групп
восстановить элементы административной экономики (воссоздания аграрных
кооперативов в Болгарии, ренационализации некоторых банков в Польше)
были блокированы.
Реальный прогресс в формировании рыночных институтов существенно
изменил положение государства в экономике. В конечном счете это и было
центральной задачей пост социалистической трансформации (становление
рыночных институтов в значительной мере, хотя и не полностью, является
"зеркальным" отражением отказа государства от всевластия в экономике).
Поэтому в своей основе (с точки зрения формальных "правил игры")
восточноевропейские экономики к середине 90-х годов стали рыночными
системами. Государство в лице законодательной и исполнительной власти
создало необходимую базу фундаментальных юридических норм переходной и
рыночной систем, состоящую из пяти основных элементов: определение и
защита прав собственности; контрактные отношения; порядок начала и
завершения хозяйственной деятельности; обеспечение конкурент ной
среды; специфические для переходного периода процедуры формирования
рыночных институтов. Наличием рыночных "правил игры" объясняется, в
частности, довольно высокая действенность макроэкономического
регулирования со стороны государства, поддерживающего экономический
рост на протяжении ряда лет. Вместе с тем перспективы нынешнего
подъема, связанные, как отмечалось, с деятельностью «нового» частного
сектора и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, подрываются
многолетним кризисом в тяжелой промышленности и финансовой системе.
Этот кризис вызван тем, что государство по-прежнему является
собственником крупных предприятий и практически единственным
источником социальных фондов, будучи не в состоянии обеспечить прежний
уровень финансирования промышленности и поддержки населения. Кризис
проявляется, в частности, в высоких дефицитах госбюджета, а в
последнее время и текущего платежного баланса в связи с необходимостью
погашения внешнего долга (из-за чего возник термин "двойной дефицит").
Поэтому в середине 90-х годов, после либерализации, завершения
финансовой стабилизации и создания правовой базы рыночной системы,
"большая" приватизация и бюджетная реформа стали приоритетами в
экономической политике государства в Восточной Европе.
Приватизация с самого начала реформ занимала важное место в планах рыночной трансформации. Но если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию прошла в 1990-1993 гг. довольно легко и успешно, то "большая" приватизация столкнулась с существенными трудностями. Так, польскому правительству в 1990-1991 гг. удалось продать, используя западные методики оценки и приватизации имущества, только два десятка предприятий. В последующие годы менее 200 предприятий были проданы с торгов и около 30 - через фондовую биржу. К тому же вскоре стало ясно, что формальная смена собственника не дает непосредственного экономического эффекта в виде роста производства, повышения конкурентоспособности и т.п. Поэтому центр тяжести экономической политики в большинстве стран (кроме Чехии и Словакии) был перенесен на либерализацию и макроэкономическую стабилизацию. "Большая" приватизация откладывалась как в «реформаторских» странах, так и в тех, которые обычно относят к аутсайдерам реформ.
Наиболее успешная в пост социалистическом мире чехословацкая модель массовой приватизации была подвергнута принципиальным изменениям в Словакии. Летом 1995 г. неожиданным решением руководства страны обмен ваучеров на акции инвестиционных приватизационных фондов был прекращен. Не распроданное к тому времени государственное имущество было централизовано в специальный государственный фонд, который начал осуществлять программу постепенной продажи предприятий, в том числе за нереализованные ваучеры.
В последнее время сворачиваются программы льготной приватизации
(проводившейся обычно в пользу трудовых коллективов), которым
отводилось большое место в реформаторских планах первой половины 90-х
годов. Приобретение предприятий "инсайдерами", то есть администрацией
и трудовым коллективом, было распространено главным образом в легкой
промышленности и в других производствах, ориентированных на
потребительский рынок и не требующих больших капиталовложений.
Льготным моделям приватизации, как и ваучерной схеме присущи серьезные
недостатки: они не связаны непосредственно с притоком инвестиций, хотя
и отличаются в лучшую сторону от ваучерных схем тем, что формирование
реальных и ответственных собственников - чаще всего в лице
администрации - происходит быстрее.