Государственное регулирование экономики: современные тенденции

2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования

Одним из ключевых направлений государственного регулирования эконо­мики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количе­ство и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспе­чения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

Уровень потребления материальных благ и услуг, уро­вень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, ду­шевный комфорт – включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показате­лей, каждый из которых количественно представляет одно из основных на­правлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России.

Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую специ­фику российского экономического пространства, как региональный разброс уровня образования. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках го­родского типа и сельских поселениях - 13-14%.

Отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук - 61 год. В настоящее время интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и развитых странах мира составляет: с США - 9 лет, Ве­ликобританией и Германией - 10, Японией - 13 лет.

Характерной особенностью демографического развития в среднесрочном периоде является вступление страны в период усиления абсолютного сокраще­ния численности населения трудоспособного возраста. Сокращение трудоспособного на­селения, происходящее на фоне старения населения и увеличения демографи­ческой нагрузки на трудоспособных, приводит к дефициту трудовых ресурсов и усилению миграционных процессов.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необхо­димым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня разви­тых стран.

Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено баланси­ровать между двумя крайностями.

С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.

Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2006 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы со­ставляет 27,2% (табл. 2.2)


таблица 2.2

Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2006 г.

(в млрд. руб.)


Отрасль социальной сферы

Федеральный бюджет

Бюджеты территорий

Консолидирован-ный бюджет


млрд. руб.

в% к 2005 г.

млрд. руб.

в% к 2005 г.

млрд. руб.

в% к 2005 г.

Образование ………………...…………..

206

133,3

678,5

106,4

884,5

111,7

Здравоохранение и спорт………………

Культура,    кинематография,

145,6

176,4

461,6

115,7

607,2

137,2







средства массовой инфор-







мации …………………….………….......

Социальная политика…………………..

50,4

130,8

103,9

130,6

154,4

130,8

209,9

122

397,6

109,4

607,5

113,4

Всего социальных расходов

611,9

-

1641,6

-

2253,6

-

В %.......................................……………..

27,2

-

72,8

-

100

-


С 2006 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако, даже при условии успеш­ной реализации национальных проектов величина социальных расходов госу­дарства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирова­ния социальных функций государства не только центральными правительства­ми развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%»).

Базовыми составляющими социальной сферы являются: образование, здра­воохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полно­стью нуждаются в государственной поддержке.

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.

В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему об­разования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.

В области высшего образования ответственность должна быть распределе­на между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

В области послевузовского образования основное бремя финансовой на­грузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследо­ваний и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундамен­тальной науки — задача государства.

В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благо­получных стран). Однако, на 2007 год рас­ходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государст­венные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значитель­ной мере не покрывают объективные потребности населения.

На основе проведенного анализа экономики России можно сделать следующие выводы:

- модель социального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения каче­ства жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансиро­вания социальной сферы;

- существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государст­во должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функциони­рования систем социальной защиты и социального обеспечения.

В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обя­зательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при суще­ствующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступно­сти и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы соци­альной защиты населения.[4].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать