Государственное воздействие на экономику
смотреть на рефераты похожие на "Государственное воздействие на экономику"
Содержание
Введение
1. История эволюции представлений о роли государства в экономике
Меркантелисты
Классическая теория
Кейнсианская теория
Неоклассическая теория
2. Функции государства в экономике
Антитрестовское регулирование
3. Методы государственного воздействия на рынок
Государственные расходы
Налогообложение
Государственное регулирование
Государственное предпринимательство
4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства
Дерегулирование и приватизация
Государственное регулирование в сельском
Хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по
моему мнению, является основной для любого государства, независимо от
того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В
распределительной экономике все проще: государство берет на себя все
права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То
есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого
регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия
форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого
производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а
ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и
распределением. Однако такая система на деле показала свою
неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном
хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину
влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное
производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не
имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и
произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.
По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая,
то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего
гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей,
так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится
из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку,
тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику
преследует определенные цели. Как правило это корректирует "несовершенства"
рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии
справиться.
Существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного
конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых
общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются
коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их
производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо
продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило,
требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство
которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не
сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали
настоящей бедой для человечества.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что
существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная
координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе
говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого? производить, которые дает
саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает
действительным потребностям общества.
Следует также отметить, что рыночный выбор "слеп" к проблемам
справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение,
справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации
доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не
устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными
конфликтами. Вмешательство государства требует и другая рыночная проблема -
безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее
последствий, если она все же неизбежна.
Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов привели
к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут
поставить под вопрос само существование системы.
Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных
условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение
власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества
общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности
людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение
дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также
принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для
предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило,
не приносит быстрых доходов. Государство регулирует рынок труда, принимает
меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие
функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство
разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую
деятельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное
регулирование;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и
кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для
сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня
цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов.
Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается
частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства,
связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует
программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство
гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности,
пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
В реальной действительности все функции переплетены между собой и в
комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная
деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее
результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении
доходов.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику.
Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через
расширение государственной собственности на материальные ресурсы,
законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное
вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее
значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его
размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не
абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах,
предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником
предприятия. Это делает государство владельцем части общественного
капитала. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных
актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами
рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем
издания законодательных актов необычайно разнообразно. К ним можно отнести
положение о кооперации во Франции и т.п.
В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть
направлены на: стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно)
равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на
некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов
и некоторые другие цели.
Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом
к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это
бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем
манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и
расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем
регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной
сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с
другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике
существенно различается.
1. История эволюции представлений о роли государства в экономике
Меркантелисты.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства
стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства
народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип
"laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль
государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики
США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды
классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его
теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине
отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему
обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что
государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса,
так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он
предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика,
новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров -
неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем
изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы
реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный
спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политик и Кейнс
рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих
средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит
безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными
чертами кейнсианской модели регулирования являются: