Государственный бюджет: источники формирования, расходы, дефицит

Для обеспечения национальной безопасности следует увеличить по сравнению с правительственным проектом расходы на: 1) закупку и модернизацию вооружений, проведение перспективных НИОКР (включая погашение ранее возникшей задолженности по выполненному оборонному заказу) — в объеме 38,6 млрд. руб.; 2) проведение военной реформы — 264 млн.; 3) содержание мобилизационных мощностей и погашение соответствующей задолженности российского правительства — 0,5 млрд.; 4) цели борьбы с наркобизнесом — в объеме 5,2 млрд. руб.

 Доходы и расходы бюджета, не учитываемые в составе текущих поступлений и ассигнований. В правительственном проекте федерального бюджета на 2002 г. поступление и расходование средств, связанных с предоставлением и погашением кредитов, а также с проведением других капитальных операций, вынесены за рамки текущих расходов. При этом некоторые собственные источники доходов требуют корректировки.

Так, остатки средств на начало 2002 г. составят 300—350 млрд. руб. По меньшей мере, половина этой суммы (не менее 160,7 млрд.) должна быть направлена на финансирование пенсий, что позволит увеличить их средний размер в 1,5 раза, довести размер минимальной пенсии до 900 руб. в месяц, погасить правительственную задолженность перед Пенсионным фондом РФ в размере б млрд. руб., а также решить проблему формирования накопительной части этого фонда. Возможное и целесообразное увеличение доходов бюджета позволяет обойтись без новых заимствований для обслуживания его дефицита. Отпадает необходимость в размещении новых гособязательств, привлечении кредитов иностранных коммерческих банков, а также в распродаже государственного и муниципального имущества (нецелесообразность таковой очевидна на фоне нынешнего состояния фондового рынка и вероятных цен на акции предлагаемых к приватизации объектов собственности).

На фоне устойчивого и быстрого роста валютных резервов страны определенная часть внешних обязательств государства может быть погашена за счет центробанковских кредитов, привлекаемых федеральным правительством в качестве целевого нерыночного займа. Вместе с тем запредельно высокие платежи по госдолгу требуют его реструктуризации. Важно, в частности, отказаться от инициируемых Правительством надуманных операций по увеличению своих долговых обязательств перед Центральным банком РФ, в целом урегулировать вопрос госдолга перед ним. Это позволило бы сэкономить не менее 20 млрд. руб. бюджетных денег и сократить государственный долг более чем на 500 млрд. руб.

Для решения проблемы внешнего долга не обойтись без его реструктуризации со списанием не менее половины суммы или без применения схемы «долги в обмен на инвестиции», предусматривающей сохранение выплачиваемых денег внутри страны и использование центробанковских кредитов.

Запланированные Правительством РФ показатели расходования средств сверх текущих расходов бюджета также требуют уточнения. В частности, необходимо на 8,8 млрд. руб. увеличить расходы по восстановлению вкладов населения. Важно также предусмотреть дополнительные ассигнования на возвратной основе для господдержки народнохозяйственного развития за счет дополнительных доходов, а также за счет привлечения кредитов Банка России и коммерческих банков под конкретные инвестиционные проекты с обслуживанием и погашением кредитов из доходов от капиталовложений.

Кроме ассигнований на безвозвратной основе, следует предусмотреть в составе восстанавливаемого Бюджета развития-2002 не менее 65 млрд. руб. на предоставление государственных гарантий под кредиты и инвестиции, привлекаемые в финансирование приоритетных направлений структурной перестройки и модернизации экономики. В результате стимулирования инвестиционной деятельности повысятся темпы социально-экономического развития, и укрепится доходная часть бюджета.

Дополнительные доходы и их распределение. При утверждении федерального бюджета следует исходить из наиболее реалистичного варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Однако при добросовестной работе фискальных органов и проведении политики экономического роста в ходе исполнения федерального бюджета могут быть получены значительные дополнительные доходы. Они возможны, во-первых, вследствие более высоких в сравнении с предполагаемыми «Прогнозом...» темпов роста ВВП (в реальном выражении), инфляции и обменного курса доллара к рублю, во-вторых, — при перевыполнении бюджетных заданий по доходам в случае благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

В-третьих, в случае принятия предлагаемых выше мер экономической политики возникнут системные эффекты увеличения бюджетных расходов, конечного спроса, доходов граждан и предприятий, инвестиций, налоговых и неналоговых поступлений в бюджетную систему. Сокращение неплатежей в свою очередь приведет к повышению собираемости и к увеличению бюджетных доходов.

В-четвертых, в результате проведения мер по пресечению нелегального вывоза капитала возможно увеличение поступления иностранной валюты, что приведет к существенному росту импорта. Соответственно возрастут поступления НДС по ввозимым товарам и ввозных пошлин. Поступление этих налогов увеличится при погашении нерезидентами импортных авансов, предоставленных им российскими предприятиями. За 1992—2000 гг. прирост суммарной величины непогашенных нерезидентами импортных авансов, полученных ими от российских предприятий, составил 38,8 млрд. долл., а прирост суммарной величины импортных кредитов, предоставленных российскими нефинансовыми предприятиями нерезидентам, — 2 млрд. В течение 2002 г. возможно снижение величины не поступивших товаров и услуг в счет погашения выданных ранее импортных авансов на 5—10 млрд. долл.

В-пятых, существуют резервы, связанные с назревшей необходимостью ликвидации необоснованного снижения таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами, а также при импорте из стран СНГ, не входящих в Таможенный союз.

В-шестых, дополнительные налоговые поступления возникнут в связи с погашением недоимок предприятиями, улучшившими свое финансовое положение после репатриации[2] экспортной выручки и погашения предоставленных ими импортных авансов и кредитов.

Точно оценить величину дополнительных налоговых поступлений от внешней торговли невозможно, ибо их получение предполагает реализацию конкретных мер по укреплению налогового, таможенного и валютного контроля. Однако уже в грядущем году их величина может составить сотни миллиардов рублей.

Общий потенциал увеличения доходов федерального бюджета сверх планируемой федеральным правительством величины на основе мобилизации всех указанных во второй части настоящей статьи источников — не менее триллиона рублей. Учитывая, что 425 млрд. руб. из них учтены в доходной части настоящей концепции бюджета, сумма дополнительных доходов при проведении соответствующей экономической политики может составить свыше 500 млрд. руб.

Необходимо определить структуру и порядок расходования дополнительных доходов федерального бюджета, не допуская их накопления на бюджетных счетах (что в условиях повышенной по сравнению с прогнозом инфляцией вело бы к сокращению реальных бюджетных расходов и конечного спроса, тормозя тем самым экономический рост).

Распределение дополнительных доходов необходимо осуществлять ежеквартально, а не в конце года, выделив в качестве приоритетов: 1) восстановление вкладов населения в Сбербанке России;

2) повышение заработной платы работникам бюджетных отраслей; 3) погашение задолженности перед поставщиками продукции для госнужд; 4) инвестирование в развитие экономики, включая создание лизинговых компаний для приобретения транспортных средств и сельскохозяйственной техники отечественного производства; 5) финансирование экспорта высокотехнологичной продукции; 6) финансовую поддержку модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

7) досрочное погашение наиболее дорогих в обслуживании облигаций госдолга.


Таким образом, альтернатива правительственной бюджетной политике и необходима, и имеется. Выбор между двумя проектами бюджета-2002 — это выбор между политикой экономического роста и социального развития России, с одной стороны, и политикой, ведущей нас в тупик тотальной социально-экономической деградации, — с другой.

Список литературы.


1.                Агапова Т.А., Серегина С.Ф., «Макроэкономика» Москва изд. «Дело и Сервис» 2001г. (стр. 117-119, 371-379).

2.                 «Экономическая теория» под редакцией В.Д. Камаева, Москва изд. «Владос» 2001г. (стр. 381-384, 385-388, 403-406).

3.                А.П. Казаков, Н.В. Минаева «Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика)» Москва 1999г. (стр. 136, 139-141).

4.                Учебник по основам экономической теории под редакцией В.Д. Камаева изд. «Владос» Москва 1998г. (стр. 272-273).

5.                Российский экономический журнал изд. «Финансы и статистика» 9 издание 2001г. (стр. 15-16).

6.                Журнал Вопросы экономики изд. «Институт экономики РАН» Москва 2001г. (стр. 45-53).

7.                Газета «Экономика и жизнь» 23 августа 2001г.


1 Радаев ВВ. «Политическая экономика»

2 «Экономическая теория» ВД. Камаев.

[1] Юридическое или физическое лицо не зарегистрированное в данной стране, на которое не в полной мере

распространяется национальное законодательство.

[2] Возвращение на родину.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать