Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь определяется
действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах
бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и
многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым
является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный
бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);
бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в
Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты.
«Бюджетная система страны представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных бюджетов, основанных на экономических отношениях и правовых нормах»[1]
Государственная бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. и включает:
1.Федеральный бюджет;
2.Бюджеты регионов (в настоящее время 89 бюджетов субъектов Федерации);
3.Местные бюджеты (в настоящее время 29 тыс. (городских, районных, поселковых, сельских)).
При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы
Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в
советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что
удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-
15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были
переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием
населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных
бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 %
бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение,
крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и
социальной инфраструктуры.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие
“Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа
показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом
власти.
Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой
чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение,
утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что
получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже
упоминавшимся Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РФ”, прочими законами РФ, законами республик в составе РФ,
решениями государственных представительных органов власти субъектов
Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета,
издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного
законодательства.
Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
Действующей конституцией определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально- экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.
Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится
Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При
этом используются различные методы: метод экономического анализа,
позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить
причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый
бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей
сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели
исходя из их динамики за предыдущие годы и другие методы. Полученные данные
сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно
нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки,
обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.
Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство
РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с
ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-
экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной
и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в
Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах
государственных внебюджетных фондов.
Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в
законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ,
представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях.
Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для
принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы
передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную
палату.
Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает
рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г.
принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в
течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его
отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного
голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него
проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции
РФ).
Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное
исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с
нижестоящими исполнительными органами.
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного
поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому
источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по
бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден
бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ
проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также
Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом
РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в
Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального
бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая
структура Минфина - Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного
управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных
органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение
бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением
доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль
за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые
отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными
фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции
Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных
финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в
пределах установленных на определенный период государственных расходов;
именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о
состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам
государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ
по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о
состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет
управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными
банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в первую
очередь исходит из единства кассы. Переход от банковской к казначейской
системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и
учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами,
находящимися в ведении правительства. С созданием казначейской системы все
платежи из федерального бюджета или централизованных государственных
финансовых ресурсов должны осуществляться с единого (главного) счета
Федерального казначейства, и тем самым быть ему полностью подконтрольны.
Все остальные счета, которые опосредуют движение средств федерального
бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть
транзитными, то есть не иметь переходящих остатков. По существу, это
означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе
Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета
хозяйствующих субъектов, выполнявших работы или оказывающих услуги для
бюджетных единиц, финансирующих за счет федерального бюджета.
Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.[2]