Государственный бюджет России, проблемы преодоления его дефицита

Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюд­жетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется уч­реждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета.

В целях проведения государственной бюджетной политики, эф­фективного управления доходами и расходами в процессе испол­нения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием госу­дарственных средств в соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.92 г. № 1556 был в принципиальном, а Постановлением Пра­вительства России от 27.08.93 г. № 864 в организационном плане решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.

Казначейская система исполнения бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации и местных бюджетов – одно из важных на­правлений совершенствования бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета обуслов­лен развитием рыночных процессов в российской экономике, со­провождавшихся образованием разрозненной массы коммерче­ских банков. Центральный банк РФ, сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ос­лаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие бан­ки на местах устранились от контроля за использованием бюджет­ных средств.

Наряду с этим законодательное закрепление самостоятельно­сти бюджетов в рамках единой бюджетной системы России осво­бодило местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюд­жета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета фе­дерального бюджета, длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в предоставляемой Центральным банком инфор­мации, но также разночтениями в порядке распределения посту­пающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

В сфере расходов федерального бюджета до настоящего време­ни действующая система носила отпечаток предельно централи­зованной директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии платежа, т.е. когда возможность манев­рирования государственными финансовыми ресурсами уже прак­тически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых рас­ходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эф­фективно контролировать данные операции. Вследствие раздель­ного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

Иными словами, действующий механизм использования фе­деральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован к совре­менным экономическим условиям, не способен обеспечить «про­зрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финан­совыми ресурсами в условиях их дефицитности, допускал воз­можность их нецелевого использования. Поэтому стала актуаль­ной проблема внесения изменений в процесс исполнения бюджета, т.е. переход на казначейскую систему.


Важнейший элемент бюджетного процесса — экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса — при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансо­вые и налоговые органы; ведомства; органы федерального казна­чейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансо­вые службы хозяйствующих структур и др.

Особенно возрастает значимость анализа при:

• переходе на прогнозное формирование бюджетов;

• отработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования;

• решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в рамках требований бюд­жетного федерализма;

• реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета.

Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, кото­рыми необходимо руководствоваться при проведении аналитиче­ской работы на любом уровне бюджета, при решении любых за­дач. Анализ должен быть:

конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию;

системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы – по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изу­чаемых показателей;

оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществ­ляться разработка рекомендаций, на основе которых можно опе­ративно повлиять на анализируемые показатели, процессы;

объективным, что должно обеспечиваться обоснованным подбором информации, которая способна всесторонне охаракте­ризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.

Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. Прежде всего осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. Затем – собственно ана­литическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателя­ми. Далее следует подведение итогов анализа, основные выводы. Заключительный этап — разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

Каждое направление анализа имеет свои особенности. Напри­мер, при формировании бюджета депутатским корпусом изучается соблюдение:

• законодательства при расчете бюджетных показателей;

• социальных, гарантированных государством нормативов по расходам;

• принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

• финансового обеспечения установленных прогнозами эко­номического и социального развития, темпов и пропорций раз­вития различных отраслей хозяйства, социальной сферы;

• целого ряда других положений.

При анализе в ведомствах большое внимание уделяется показа­телям по сети, штатам, контингентам; соблюдению стандартов, норм и нормативов; другим вопросам.

Органы федерального казначейства в приоритетном порядке ана­лизируют поступление и распределение доходов по уровням бюджетов; целевое использование бюджетных средств; своевремен­ность их «прохождения» по счетам; другие вопросы.

Таким образом, задачи и методика анализа зависят как от структуры, проводящей анализ, так и от этапа прохождения бюд­жета.

Методика экономического анализа исполнения бюджета условно может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов, так и част­ных результатов исполнения бюджета по доходам и расходам. К ней относятся:

• определение задач анализа;

• подбор и предварительная проверка достоверности и пра­вильности данных;

• использование приема сравнения как основного при опре­делении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей;

• применение утвержденных или уточненных данных в каче­стве базы для сравнения и оценки показателей;

• прием разложения отклонений от установленных назначе­ний по факторам, различно повлиявшим на результаты исполне­ния по доходам или расходам;

• широкое применение наряду с абсолютными относитель­ных и средних показателей, а также сводных величин;

• применение аналитических группировок и построение таб­лиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета и др.

Практическое применение частной методики определяется уровнем бюджета; видами доходов или направлением расходов; количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способам их проверки; видами необходимых группировок и расчетов, анали­тических таблиц; предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.

Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но кон­кретность и действенность выводов экономического анализа за­висят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зави­симостей, возникающих между различными показателями в про­цессе исполнения бюджета по доходам и расходам.

Исполнить бюджет по доходам – значит мобилизовать контин­гента[14] налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим за­конодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета – изыскание резервов доходов, т.е. увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости. По прогнозу поступления налоговых доходов в федеральный бюджет на 1998 г. средний уровень собираемости на­логовых доходов был предусмотрен в 82,2%, т.е. с ростом почти на 8 пунктов против уровня 1997 г., когда он сложился в пределах 75,0%.

Поскольку в бюджете сумма заложенных дополнительных до­ходов, связанных с ростом собираемости, достаточно велика (око­ло 8% в общем объеме налоговых доходов), для реального получе­ния этих средств Правительством РФ уже в 1997 г. была развернута работа по осуществлению целого комплекса мер по администри­рованию налогов. И в этой работе большая роль отводится эконо­мическому анализу.

Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджет­ной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом; по видам расхо­дов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможно­сти более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Аналитические таблицы традиционно отражают показатели ут­вержденного и уточненного бюджета, фактическое исполнение, отклонения от уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать