Государственный бюджет России, проблемы преодоления его дефицита

· заработная плата работников;

· доходы лиц, работающих не по найму;

· предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);

· рента собственников земли;

· ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходах. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации).

И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Графически эти процессы можно проиллюстрировать следующим образом (см. рис. 1).

 


Валовый национальный продукт

Амортизационный фонд

Бюджетные
доходы


налоги


сборы


пошлины


займы

Бюджетный фонд

Бюджетные расходы


финансирование



финансирование



субсидии,

трансферты




отраслей
хозяйства


непроизводственной сферы

 

 

администра-тивным и экономическим территориям






 просвещение

 здравоохранение

 соц. обеспечение

 управление

 оборона

 

Чистый национальный продукт:


заработная плата работников;

доходы лиц, работающих по найму;

прибыль предпринимателей;

ренты землевладельцев;

ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков

               


Рис.1. Роль бюджета в перераспределении
 валового национального продукта


Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюдже­та, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет;

региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петер­бурга;

бюджеты местных административно-территориальных об­разований районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), район­ные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительст­вом РФ. Через параметры федерального бюджета государство ре­гулирует темпы экономического развития, а также взаимоотно­шения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2.

 


Консолидированный бюджет РФ

 



Федеральный бюджет РФ

Консолидированные бюджеты
субъектов Федерации


Рис. 2  Схема консолидированного бюджета Российской Федерации


На рис. 3 представлена структура консолидированного бюд­жета области, который (как и консолидированные бюджеты дру­гих субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюд­жетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой по­литики в регионе; условия сбалансированности доходов и расхо­дов в целом по бюджету субъекта Федерации.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной систе­мы РФ:

• единства;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы РФ;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

 


Консолидированный бюджет области

 



1. Областной бюджет

 

2. Бюджеты городов областного подчинения,
в т.ч. областного центра

 

3. Бюджеты районов об­ласти


2.1.Го­родские бюджеты

 

2.2. Бюдже­ты город­ских рай­онов

 

3.1. Район­ные бюдже­ты

 

3.2. Бюджеты городов рай­онного под­чинения

 

3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты



Рис.3. Структура консолидированного бюджета области

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджет­ного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что оз­начает соблюдение следующих требований:

• предварительного обсуждения проектов бюджета на откры­тых заседаниях парламента;

• обязательного опубликования утвержденных бюджетов по­сле принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюд­жетов;

• сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Правительство России исходит из того, что сохранение и укре­пление единого государства возможно только на основе самостоя­тельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, уча­стия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формирова­нию доходной части федерального бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать