Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств. Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования новых методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей ; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его главенствующая роль вызвана тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства, так как является целью всех производителей товаров и услуг на рынке. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество (в частности, на недвижимое и др.) - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг) ; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы : земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.
Не менее важен подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.
В белорусской системе налогообложения наряду с прямыми используются
и косвенные, основным из которых является налог на добавленную стоимость.
Этот платеж в бюджет количественно заменил (вместе с акцизами) ранее
действовавшие налог с оборота и налог с продаж, которые могли
функционировать только в системе фиксированных на государственном уровне
оптовых и розничных цен.
Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются
также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы
товаров. Их введение также обусловлено отменой налога с оборота. В
систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины ; ими
облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и
вывозимые за ее пределы.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с
одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в
условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а
с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и
других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в
рамках общей программы приватизации могут занять место в общей сумме
бюджетных поступлений. В дальнейшем, по мере завершения программы
приватизации, доходы от распродажи государственного имущества постепенно
будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от
инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие
ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.
В итоге, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:
закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета, регулирующие
или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается
процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням
бюджетов, дополнительные источники, устанавливаемые территориальными
органами власти самостоятельно, а также дотации и субвенции ( строго
целевые дотации ), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.
2.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика Республики Беларусь
Республиканский бюджет на 2002 год был утвержден по расходам в
сумме 4 238 416 100,0 тыс.рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в
сумме 3 893 666 100,0 тыс.рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в
странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет
налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи
обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают
единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности
прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается
множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов,
которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию
систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на
добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты),
налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для
финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним
относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с
заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др. В таблице № 1
приведена структура доходов Государственного бюджета.
Таблица № 1 "Структура доходов Госбюджета, %"1
Статья доходов
199219941996199820012002Доходы %
В том числе
НДС
Налог на прибыль и доходы
Акцизы
Государственные налоги
С населения
Налог на топливо
Налог на недвижимость
Чрезв.-й налог
Платежи за пользование
Прир.-ми рес.-ми
Плата за землю
Госпошлина, сборы и разные неналоговые доходы, доходы цел. бюдж. фондов
Доходы от ВЭД100,0
37,1
25,8
8,9
7,4
2,4
0,6
---
0,1
0,5
13,5
1,6100,0
27,4
30,7
10,6
7,3
2,2
1,3
4,9
0,1
0,3
3,9
9,2100,0
28,2
14,6
12,5
10,4
0,5
1,9
7,5
0,9
1,8
9,7
6,7100,0
25,8
12,3
11,1
10,1
.....
3,8
.....
.....
.....
......
6,3100,0
32,1
18.7
13,2
н-д
.....
.....
3,9
.....
.....
21,7
7,6100,0
30,1
14,2
10,1
н-д
.....
.....
5,4
.....
.....
20,5
10,3
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится
очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает медленно
снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы
предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С
1992 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на
прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 30,7
% в 1994 году до 14,2 в 2002). Можно утверждать, что уровень прямых налогов
по международным стандартам является действительно низким. Доля косвенных
налогов в доходах государственного бюджета соответственно увеличивалась.
Следует отметить и рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности РБ
(с 1,6% в 1992 до 10,3 % в 2002), что свидетельствует о возрастающем
влиянии взаимодействия с зарубежными партнерами нашей страны на структуру
доходов ее бюджета. В 2003 году ожидается значительное увеличение (в 4,5
раза) по отношению к текущему году, поступлений от продажи принадлежащих
государству акций, другого имущества, в том числе и от приватизации
государственного имущества.