Государство и экономика

Государство и экономика

смотреть на рефераты похожие на "Государство и экономика"

Колледж Академии Юридических Наук РФ

“ ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА ”

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

тема : “Государство и рыночная экономика”.

студента Бирюкова Алексея Вячеславовича

форма обучения: очно-заочная

г. Москва

1999 г.

Содержание.

I. Введение.

1.
1. История государственного регулирования экономики.

1.
2. Направления государственного регулирования экономики.

1.
II.Экономический прогресс и роль государства.

1.
1. Чем обусловлено активное участие государства в экономической

2. жизни.
2. Административные методы государственного регулирования.

2.
3. Экономическая роль государства.

2.
3.1 Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее

2. блага, которые общество не может получить "на рынке",

способствует благосостоянию всей страны, НО...
3.2 Государство ( затычка не для каждой бочки. Оно не может

3. быть использовано для исправления всех недостатков общества.
3.3 Цена государственного налогообложения.

4.
3.4 Группы интересов могут использовать политический

5. механизм государства, чтобы обирать налогоплательщиков и

потребителей.
5. Государство часто создает угрожающий экономике бюджетный

6. дефицит.
6. Издержки перераспределения доходов намного превышают

7. выгоды тех, кому предназначаются перераспределяемые средства.
7. Централизованное планирование — это всего лишь подмена власти

8. рынка политической властью, ведущая к пустой растрате ресурсов и экономическому упадку.
8. Конкуренция между властями так же важна, как и конкуренция

9. между фирмами.
9. Конституционные нормы должны обеспечивать гармоническое

10. сочетание демократии с крепкой экономикой.
III. Экономические функции правительства.

10.
1. Центральные вопросы экономики

11.
2. Экономические задачи правительства

11.
3. Экономические функции правительства

12.

IV. Предпринимательская деятельность государства.

13.

V. Налоги и бюджетное регулирование.

14.
1. Принципы налоговой системы

14.
2. Кредитная политика государства.

15.

VI. Заключение.

16.

Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном полную свободу занятий, и не отнимая у них ими заработанный хлеб... Это все, что требуется от хорошего государства.

Томас Джефферсон, Из письма к Эндрю Джексону

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века — пионеры нормативной экономической теории — писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 — 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав.

В настоящее время в мире существуют два наиболее распространенных направления в регулировании экономики: неоклассическое и кейнсианское.

Неоклассическое направление стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы.

Кейнсианское направление исходит из необходимости вмешательства государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии и связанной с ней безработицы.

После второй мировой войны большинство развитых стран мира проводило экономическую политику, отражающую идею Кейнса, что способствовало смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Начиная со второй половины 70-х годов активно стали обсуждать негативное влияние этой политики на производство и предложение. Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма, которые считают, что главным инструментом регулирования экономических процессов является денежное обращение.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. Вместе с тем общепризнанно, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

Экономический прогресс и роль государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует "стержень" рыночного механизма - конкуренция. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому всесилию монополий должны быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства. Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. ("Закон Шермана"). Позже аналогичные законы появились в других странах.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, которые
"отторгает" рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству
(рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных направлениях:
1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;
2. Обеспечение экономической безопасности производства;
3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
4. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;
5. Защита национальных интересов в сфере международных и экономических отношений.

Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно "работают" на повышение эффективности экономических отношений.

Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее блага, которые общество не может получить "на рынке", способствует благосостоянию всей страны.

Государство может способствовать совместной деятельности членов общества и увеличивать экономическое благосостояние страны двумя путями: а) обеспечивать защиту жизни людей, их свободы и собственности (если последняя была приобретена без применения силы, обмана или воровства); б) предоставлять некоторые блага со специфическими свойствами, затрудняющими их получение через рынок.

Нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен называет это соответственно защитной (protective) и производительной (productive) функциями государства.

Защитная функция состоит в поддержании безопасности и порядка, включая контроль за исполнением законов, запрещающих воровство, мошенничество и насилие. Государство обладает монопольным правом на применение силы в целях защиты граждан друг от друга, а также от внешних угроз.

Другими словами, государство стремится предотвратить ущерб, который люди могут нанести друг другу, и следит за соблюдением свода законов, в рамках которого люди могут мирно взаимодействовать. В этой связи критически важными для благосостояния страны являются контроль за соблюдением контрактов и отказ от всяких ограничений, регулирующих предписаний и дифференцированных налогов, препятствующих обмену.

Экономическое значение защитной функции достаточно очевидно. Если государство выполняет ее достойно, люди верят, что не будут обмануты и все произведенное ими будет ограждено от посягательств не только грабителей, но и государства с его высокими налогами и разрушительной инфляцией. Иначе говоря, защита гарантирует, что засеявшему поле будет позволено собирать урожай. Урожай в результате оказывается обильным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать