Государство как субъект экономики
p> Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности государственных предприятий), а последняя не сводится к одной приватизации (переход предприятий в частную собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Наконец, современный процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становиться ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их противники – за частный. Так, в Швеции консерваторы, победив на выборах в 1976 г., сделали шаги в сторону увеличения государственного сектора, а социал-демократы в 1982г., взяв реванш, приступили к осуществлению приватизации. В Австрии процесс приватизации поддерживается социал- демократами, во Франции – социалистами.[3]

Рассмотренные особенности современного процесса разгосударствления нашли отражение в его способах.

Способы разгосударствления. Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способах разгосударствления. Прежде всего, либерализация рынков. В рамках этого процесса отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными.
Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Другой способ разгосударствления – стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно- частных). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования.

Еще один путь разгосударствления – создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которой находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот.

Наконец, широко используется способ изменения собственности государственных предприятий – денационализация. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

В действительности все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частной собственности) и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. В экономической теории и в практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Содержание и формы приватизации. Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций государственных предприятий менеджерами; продажа акций работникам предприятия; распространение акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившего наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, как так только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами
(«управленческие выкупы») осуществляется не только за наличные средства управляющих (как правило 20-25% покупной цены), но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов (65-80% покупной цены).
Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые становясь (наряду с финансовыми институтами, кредитующими сделки) совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализации собственных интересов.[4]

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятий означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. Примером эффективно функционирующего предприятия, полностью принадлежащего занятому на нем персоналу, является предприятие, созданное в 1956 г. в Испании на базе кооператива. В настоящее время эта фирма представляет диверсифицированный промышленный комплекс, объединяющий более 100 предприятий разного профиля, включая научно-исследовательскую деятельность, собственный кооперативный банк, всевозможные вспомогательные организации с численностью свыше 20 тысяч человек.

Однако превращение рабочих в собственников основано либо на налоговых скидках предприятиям, решившим продавать акции работникам, либо на льготных условиях продажи акций рабочим (как форма дополнительной оплаты труда). В результате недоиспользуются потенциальные предпринимательс-кие и организаторские способности работников. Отсюда настороженность правительства к полному выкупу работниками государственных предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение или занижение стоимости имущества.
При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии для купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей или разрешение оплаты акций по частям с полной выплатой дивидендов, установление более низкой цены на акции.

Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.
В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством в интересах и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. В то же время их участие в приватизации желательно для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.
Арендатор получает возможность самостоятельно организовывать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием.

Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к приватизации.

В 80-е годы в мире приватизация достигла значительных масштабов. В
Великобритании доля ВВП, производимая государственными предприятиями, упала с 9% в 1979 г. до 3% в1990 г. доля рабочих на государственных предприятиях сократилась за этот период на 1,3 млн. человек, составив в 1990 г. 2,8% всех занятых. Всего за 1979-1985 гг. в частную собственность было передано
20 государственных компаний (из 51 на1979 г.). Во Франции за 1986-1988 гг. было приватизировано 15 крупных предприятий.[5]

Процесс приватизации изменил положение государственных предприятий в рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений предприятий с государственными органами власти, в менее жестком контроле со стороны государства. Например, в Германии министрам запрещено непосредственное участие в административных советах государственных предприятий.
Министерство может быть представлено только двумя служащими, а общее число представителей государственной администрации не может превышать 40% общей численности руководства государственного предприятия.

Изменились правила финансовых взаимоотношений государства и предприятий. Так, увеличиваются процентные ставки за хранение активов предприятий на государственных банковских счетах. Появляются новые типы ценных бумаг (без права голоса, но означающие участие государства в капитале). Во Франции такие ценные бумаги называют привилегированными сертификатами или титулами участия. В Великобритании при приватизации государственных предприятий государство резервировало специальную, так называемую «золотую» акцию, которая давала ему возможность контролировать новую фирму.

В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий из одной индустриальной категории в другую. Например, французская компания
«Рено» переведена из публично-правовой в частноправовую группу.

Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используется разные способы продаж, приватизируемые предприятия получают разный юридический статус, контролирующими собственниками становятся индивидуальные лица, институты (в основном финансовые), управляющие, персонал предприятия или только рабочие. Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать