Государство выступает субъектом одной из форм собственности, гарантом определенных прав собственности многообразных субъектов, обеспечивающим самостоятельность предпринима-тельской деятельности и экономическую ответственность; регулирует деятельность всех видов собственности, создавая равные условия хозяйствования.
Во-вторых, осуществляемая в разных странах приватизация идет более успешно, если является организованным сверху процессом. Приватизация – это экономическая политика государства, поэтому именно государство должно стать главным организатором новых рыночных структур.
В этом плане поучителен французский опыт приватизации, где она была
осуществлена путем сочетания централизованного регулирования и рыночных
рычагов. Все полномочия на проведение приватизации были в руках главы
министерства экономики, которое передало министру все права на принятие
практических решений. В утвержденном общем списке приватизируемых
предприятий министр определял лишь конечные сроки и способы приватизации
каждого из них. Активы предприятий реализовывались по такой схеме:
иностранным инвесторам – не более 20%, так называемым стабильным акционерам
– 15-30%, персоналу приватизируемых фирм – 10% акций.[6] Остальные акции
продавались на открытом рынке. Особую роль в успехе приватизации сыграло
централизованное регулирование процесса продажи акций: фиксированность и
заниженность цены акции, что обеспечивало полную реализацию выпущенных
акций и увеличение числа индивидуальных инвесторов. Рыночные же рычаги
использовались ограниченно, в основном для распространения части финансовых
активов среди индивидуальных инвесторов.
Централизованный подход к приватизации характерен и для Чили, где
для осуществления этого процесса была создана специальная организационная
структура, состоящая из Совета по приватизации (выработка стратегии и
ответственность за все действия), Комитета по приватизации
(административные обязанности) и Комиссия по приватизации, реализующей все
мероприятия.
В-третьих, успех процесса приватизации во многом определяется его четкой правовой основой и гибкой приватизационной политикой государства.
Для успешного осуществления приватизации в России необходимо создание определенных условий. Прежде всего должны существовать объекты государственной собственности, то есть учреждения, которые по закону имеют право ей распоряжаться (продавать или покупать акции государственных предприятий). В западных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиеся под контролем законодательной власти и не имеющие права никому делегировать свои полномочия.
Первым шагом в этом направлении в нашей стране стало образование
Российского фонда федерального имущества (субъект государственной
собственности), выступающего продавцом приватизированных долей
государственных предприятий (паев, акций). Деятельность фонда финансируется
за счет средств, полученных от приватизации. На местах фонд имеет свои
отделения. Фонд выполняет следующие функции: временно владеет принадлежащими РФ свидетельствами собственности на
приватизированные предприятия; осуществляет полномочия РФ как собственника на общих собраниях; обменивает принадлежащие РФ акции на акции инвестиционных фондов и
холдинговых компаний.
Исполнительные функции – разработка программы, организация процесса
приватизации и контроля за ее ходом – возложены на Государственный комитет
РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество). Комитет
принимает решения о приватизации предприятий.
Развертывающийся процесс приватизации отечественных государственных предприятий позволяет выявить некоторые ее особенности.
Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер. Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.
4. Особенности приватизации в России
Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.
В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап пришелся на
1992-1994 годы.
Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, «ваучерный» характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.
«Ваучерный» характер приватизации в России означает, что
государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе
1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков
(государственных ценных бумаг целевого назначения) – ваучеров, которые
реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных
обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал
каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По
истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и
изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в
качестве средства платежа в процессе приватизации.
На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов
В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия(занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.[7]
Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.
С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано
функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов
приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой
практики. Функции чековых инвестиционных фондов состоят: а) в мобилизации
за счет эмиссии собственных акций; б) в инвестировании их в ценные бумаги
приватизационных предприятий; в) в торговых операциях (спекуляциях) с
ваучерами. Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов
аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий.
Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов
составляет 500 тыс. руб.
Вторая особенность отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.
Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России
рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-
правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из
этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга.
Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление,
так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.
В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую
роль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет
сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы,
успешно осуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для
приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на
макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов
предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних
(производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование
рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во
многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им
приватизируемого предприятия посредством использования экономических,
финансовых, административных рычагов.
Первый этап закончился в июне 1994 года. Результатами этого периода приватизации в России оправданно считают следующие:
1) разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России, охватившем все основные объекты общества: органы государственной власти, управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры; общественные организации; граждане;
2) впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частую собственность имущества десятков тысяч предприятий;
3) центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования: открытостью, позволяющей привлечь дополнительных инвесторов; возможностью выбирать тактику инвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск
(использование двух типов заявок – содержащих и не содержащих ограничения на курс аукциона); гарантиями на владение акциями выставленного на продажу пакета предприятий, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в соответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в права собственности.
Однако результаты первого периода приватизации оцениваются неоднозначно. Прежде всего, хотя приватизационные чеки позволили каждому гражданину получить реальную возможность (правда, небольшую) участвовать в перераспределении собственности, пока еще преждевременно говорить о формировании широкого слоя частных собственников.
Способы приватизации, зафиксированные в государственной программе, излишне унифицированы. А между тем одновременное применение различных форм, их оптимальное сочетание способно обеспечить гибкость приватизационной стратегии в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в различных регионах.
Недостаточно использован при приватизации отраслевой подход, учет структуры каждой отрасли. Это позволило бы знать реальное положение предприятий в отрасли, соединить при продаже государственных предприятий стабильные фирмы с неблагополучными, предотвратить скупку лучших государственных компаний.
Наиболее сложный вопрос при осуществлении приватизации – оценка стоимости государственного имущества. Для российской приватизации характерна продажа предприятий ниже их рыночной стоимости. В результате многие предприятия были проданы за бесценок.
Не были продуманы механизмы защиты от негативных последствий приватизации. Так, не требовалась декларация о доходах от крупных покупателей приватизационного имущества, не проверялась их кредитоспособность, «не отслеживалось» движение приватизационных чеков.
Все это свидетельствует о том, что программа приватизации и механизм ее реализации нуждались в корректировке.
С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе – постваучерный или денежный.
Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а
следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность.
Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению
приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.
Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Механизм продажи акций на специализированных денежных аукционах полностью повторяет механизм продажи акций на специализированных чековых аукционах. Акции также продаются по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая сумма платежа и количество приобретаемых акций. Главная особенность – оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами.
Проведение инвестиционных конкурсов предполагает осуществление покупателем акций инвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении инвестиций в экономику, а не в пополнении государственного бюджета.
Результат приватизации в денежном выражении приведен в приложении 1.
Очевидна устойчивая тенденция к снижению количественных показателей приватизированных предприятий, что можно объяснить следующими факторами: а) завершением процесса приватизации по "унифицированным схемам"; б) в основном завершено акционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов; в) отсутствием заинтересованности менеджмента в проведении приватизации, что обусловлено наличием в гражданском законодательстве права хозяйственного ведения, которое практически выводит унитарные предприятия из-под эффективного контроля государства; г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий, 26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.
Надо признать, что приватизация не закончилась и перед государством стоит еще много задач для более эффективного осуществления процесса приватизации.
Заключение.
В заключении необходимо сказать, что
1.Государство играет важную роль в функционировании рыночной экономике;
2. Функции государства заключаются в обеспечении правовой базы, защиты от конкуренции, в перераспределительной политике, регулировании экономике с целью ее стабилизации, в эффективной внешнеэкономической политике;
3. В смешанной экономике существует несколько видов собственности, в том числе и государственная; и государство, реализуя права собственности, может распоряжаться ею по своему усмотрению;
4. Последнее время активно развернулся процесс разгосударствления, к способам которого относятся: либерализация рынков, стимулирование и создание смешанных предприятий (государственно-частных), создание рыночных условий функционирования для государственных мероприятий и денационализация;
5. К популярным формам приватизации относятся: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций предприятия менеджерами, продажа акций рабочему коллективу и распространение акций среди населения;
6. В России приватизацию можно разделить на 2 этапа, первый 1992-
1994 годы носил ваучерный характер; второй с 1994 года – денежный; за 2
этапа было приватизировано более 66% государственных предприятий; процесс
приватизации еще не завершен и требуется еще много работать над этим.
Список используемой литературы
1. Протас В.Ф. Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов. – М. ЮНИТИ, 1997.
2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
3. Экономика: Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. – М.:
Издательство БЕК, 1997.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ А.Н. Романов, И.П.
Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой. – М.:
Финстатинформ, 1997
-----------------------
[1] Экономика: Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. – М.:Издательство БЕК,
1997
5. [2] Экономическая теория: Учебник для вузов/ А.Н. Романов, И.П.
Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой. – М.:
Финстатинформ, 1997
6. [3] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
[4] Экономика: Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство
БЕК, 1997.
[5] Экономика: Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство
БЕК, 1997.
[6] Экономика: Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство
БЕК, 1997.
[7] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. –
М.: Издательство НОРМА, 2001.