Инфляция и инфляционная статистика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Роет цен на продовольственные товары в 3991-1994 гг. по сравнению с уровнем 1990 г.[30, стр.128].

Продукты питания

к уровню 1990г., раз

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

Говядина

Свинина

Мясо птицы

Колбаса вареная

Рыба мороженая (без деликатесной)

Рыба соленая, спец. посола, ма-ринованная, копченая (без делика-тесной­)

Масло животное

Масло растительное

Молоко свежее, 1 л

Сыр

Яйца, дес.

Сахар

Мука

Хлеб и хлебобулочные изделия из

пшеничной муки высшего сорта

Рис шлифованный

Макаронные изделия

Картофель

Капуста свежая

Яблоки

Пиво

 

Индекс цен на продовольственные

товары, в разах к 1990 г.

6,7

6,3

4,1

 6,1

 

4,6

 

3,5

 

 

3,5

3,2

2

4,7

3,5

2,8

3,2

 

 

2,5

2,9

3,4

5.7

  8

4,4

2,3

 

 

2,7

96,5

113,0

59,1

  96,8

 

260

 

170,6

 

 

118

111,8

74,7

148,2

66,9

151,1

92

 

 

107,5

95,6

150

87,5

   90

66,2

90

 

 

72,1

957,0

1162,2

678,5

1196,8

 

2178

 

1624,4

 

 

832,3

802,9

1050

984,6

636,1

838,9

592

 

 

1165

315,6

1130

602,5

 1210

588,1

857,1

 

 

  677,6

2254,8

2860,8

1720,3

 3208,6

 

7350

 

4685

 

 

3710

3121,8

4073,3

3065.3

2043.8

2490

1946

 

 

4185

1741,1

4806

2295

  3626,7

1951,2

2695,7

 

 

   2236,2

 

При анализе данных о росте цен на отдельные продукты продовольствия об­ращает на себя внимание тот факт, что общий индекс продовольственных цен вы­рос за эти годы значительно меньше, чем индексы цен на продукты первоочеред­ной потребности (см. табл. 4). Что же касается номинальных доходов, то с декаб­ря 1990 г. по декабрь 1994 г. они выросли, по данным Госкомстата, в l829 раз - т.е. меньше, чем в целом цены на продовольствие и значительно меньше, чем цены на первоочередные продукты продовольствия. Эта закономерность со­хранилась и в 1995 г.: рост цен на продовольственные товары с декабря 1994 по декабрь 1995 г. составил 223%, в том числе на мясо и мясопродукты - 224, молоко и молочные продукты - 229, хлеб и хлебобулочные изделия - 318, на макаронные изделия - 236%. За тот же период душевые денежные доходы россиян возросли ни 198%. С одной стороны, отставание роста доходов от роста цен на первоочередные продукты объясняет, почему повышением номинальных дохо­дов не компенсируется снижение покупательной способности заработков россиян даже в условиях снижения темпов инфляции. С другой - неблагоприятная дина­мика цен и доходов вынуждает малообеспеченное население резко менять тради­ционную структуру питания в пользу малополезной либо некачественной про­дукции. Не случайно заболеваемость органов пищеварения в России с 1990 по 1994 г. увеличилась на 22%, а болезнями эндокринной системы, нарушения обмена веществ и иммунитета - на 44%.

По свидетельству Госкомстата России, в структуре потребительских расходов домаш­них хозяйств доля расходов на питание остается наиболее затратной частью бюд­жета семьи. В 1995 г. она составила 52% и увеличилась по сравнению с 1994 г. на 5%. Однако эти усредненные данные - весьма желанная пропорция для многих. Помимо четверти населения, квалифицируемого стати­стикой как "бедное" (чьи доходы не достигают прожиточного минимума), суще­ствует большая группа малообеспеченных - чьи доходы чуть выше прожиточного минимума, но на серьезные непродовольственные покупки все равно не хватает средств. Так, в 1995 г. от 53 до 60% россиян имели доходы ниже 150% прожиточ­ного минимума.

Чтобы иметь представление о возможности затрат на непродовольственные товары доброй половины россиян в 1995 г., необходимо соотнести приведенные ниже средние цены на отдельные непродовольственные товары отечественного и зарубежного производства (табл. 5) с размером текущего прожиточного минимума россиянина (в ноябре 1995 г. - 313 тыс.руб.). При этом стоит принять во внимание условность приводимых Госкомстатом цен на товары, чьи качество и внешний вид остаются за пределами воображения.

Итак, цена на мужскую демисезонную куртку отечественного производства составляла в ноябре 1995 г. 60% прожиточного минимума, женское демисезонное пальто отечественного производства- 127, а отечественные детские колготки - бо­лее 3%. Что касается товаров зарубежного производства, то, судя даже по тем, весьма условным ценам, которые приведены в табл. 5, многим они недоступны.

Еще одной немаловажной и обязательной статьей расходов населения является оплата услуг. Тарифы на платные услуги населению в последние годы росли в целом быстрее, чем цены на продовольственные и тем более на многие непродо­вольственные товары [Приложение, табл. 6]. В итоге цены на платные услуги населению в декабре 1994 г. выросли по сравнению с уровнем 1990 г. примерно в 6000 раз, что как свидетельствуют вышеприведенные данные, выше вдвое общего индекса цен на продовольствие и втрое роста средних номинальных душевых доходов.

Таблица 5

Уровни цен на отдельные непродовольственные товары в ноябре 1995 г. [30, стр.130].

Товары

Цена товара, за единицу, % к    прожиточному минимуму

отечественного

зарубежного

Куртка мужская из смесовых тканей

на утепленной подкладке

Плащ мужской из смесовых тканей

Костюм мужской

Пальто женское демисезонное

Плащ женский из смесовых тканей

Куртка детская из смесовых тканей                  

на утепленной подкладке

Колготки женские за пару

Колготки детские за пару

Сапоги мужские за пару

Сапоги зимние женские за пару

60,3

 

 

65,0

106,5

127,0

64,0

 

33,2

 

1.7

3,1

57,8

           70,5

73,9

 

 

76,0

154,8

267,1

80,3

 

39,1

 

2,6

4,7

94,8

       139,1

В 1995 г. опережающий рост тарифов относительно цен на товары сохранился, увеличившись за год в 3,3 раза (табл. 6; Приложение, табл.6). За 1995 г. наиболее существенно для населения подорожали такие виды платных услуг, увеличение цен и тарифов, на которые регулировалось местными администрациями. Так, но данным Гос­комстата России, среди коммунальных услуг плата за газ сетевой выросла только в 1995 г. в 20 раз, за горячее водоснабжение, отопление и канализацию - в 4,5-5,1 раза, квартплата в домах муниципального жилищного фонда и эксплуатационные рас­ходы в домах ЖСК и приватизированных квартирах выросли в 4 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать