Информационная технология (ИТ) ¾ это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.
Информационные технологии в сфере экономики ¾ это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в достоверную, оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.
Информационные процессы ¾ процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.
При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.
Телекоммуникации ¾ дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.
Информационная культура ¾ умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Свойства информации. Измерение информации и данных. Основными свойствами информации являются достоверность, полнота, актуальность.
Достоверность информации. Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.
Полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения.
Актуальность информации. Актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных и механизмы электронной подписи. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм метода обычно доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.
К важным свойствам информации также относятся адекватность и доступность.
Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание.
Доступность информации — это мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.
Количественная оценка информации и данных. Внимание к проблеме передачи и количественной оценки информации было привлечено фундаментальными работами Н. Винера, К. Шеннона (США), положившими начало теории информации. Значительный вклад в теорию информации внесли отечественные ученые А.Н. Колмогоров, А.А. Харкевич, В.А. Котельников. Только принимая за основу новизну сведений, можно дать количественную оценку информации, так как новизна сведений является следствием неопределенности сведений об объекте, процессе, явлении, а неопределенность поддается измерению. Например, сообщение имени победившего на выборах в губернаторы, если было всего два кандидата, несет меньшее количество информации по сравнению со случаем, если бы выборы происходили в кон9курентной борьбе шести кандидатов.
За единицу информации принимают количество информации, заключенное в выборе одного из двух равновероятных событий. Эта единица называется двоичной единицей, или битом (binary digit, bit).
Измерение только количества информации не отвечает насущным потребностям современного общества ¾ необходима мера ценности информации. Проблема определения ценности информации, исключительно актуальна в настоящее время, когда уже трудно даже с помощью компьютеров обрабатывать мощные информационные потоки. Разработанные методы определения ценности информации призваны сыграть существенную роль в получении человеком необходимой информации.
В информатике и вычислительной технике принята система представления данных двоичным кодом. Наименьшей единицей такого представления является бит.
Байт ¾ это группа взаимосвязанных битов. 1 байт = 8 бит. Одним байтом кодируется один символ текстовой информации.
1 Килобайт (Кб) = 1024 байт.
Однако, повсюду, где это не принципиально, считают, что 1 Кб равен 1000 байт. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста равна 2 Кб.
1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб.
1 Гигабайт (Гб) =1024 Мб.
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гб.
1.2 Экономическая характеристика информации
1.2.1 Понятие информации в современных экономических и
неэкономических учениях
Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической науки сказана с тем, что информации является несколько инородным понятием для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание. Пристальный интерес к информации сейчас во многом связан сформированием информационного общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее становится просто невозможно. Отчасти это объясняется тем, что пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях обоснованно пренебрегали, что видно на примере различных экономических учений.
Информация (по Ф. Найту) представляется как понятие, противоположное неопределенности и обратно пропорциональное риску.
П. Хейне утверждал, что "информация является редким благом», приобретение которого связано с затратами.
Исследование процессов информатизации общества актуально для Российской экономики, для успешного развития которой необходим учет информационных аспектов современного общественного производства, разработка информационного подхода к анализу экономических явлений. Информация пронизывает всю экономику, что создает сложность исследования информационной стороны экономической жизни.
Все произведенное человечеством несет в себе информационную составляющую. Различие и результатах производств состоит только в том, что человек потребляет либо информацию, как таковую, либо тo, что ее материализует. Соответственно и все товары:, реализуемые на рынке, содержат в себе информацию, которая имеет большую или меньшую материальную составляющую.
С развитием рынков растет количество информационных связей. Поэтому для описания всего объема информационных связей, существующих на рынке между продавцами и покупателями, введен термин рыночное информационное поле. Искажение последнего влияет на нормальное функционирование рыночной экономики, противодействует конкуренции и приводит к неоптимальному распределению ресурсов в обществе Роль государства в экономике информационного общества должна состоять в обеспечении как можно более однородного информационного поля.
Информация как товар может существовать в двух основных формах: продажа права собственности (Информация -С); продажа права пользования (Информация -П). Информационный рынок - трехзвенная рыночная структура. включающая в себя не только рынок информации, но и рынки сопутствующих товаров и услуг. Предлагается выделять первичный, вторичный и третичный информационные рынки Первичный информационный рынок - это непосредственно рынок информации. Вторичный информационный рынок -услуги по сбору, накоплению, передаче информации от производителей информации до их потребителей. Третичный информационный рынок - группа отраслей сферы материального производства, призванная обеспечивать техническую реализацию первичного и вторичного информационных рынков.
Увеличение доли работников интеллектуальных специальностей приводит к усилению значения личного фактора производства в информационном обществе Следствием данного процесса является трансформация капитализма в новую социальную систему. В основе этой трансформации лежит противоречие между собственниками интеллектуального капитала (инженеры, ученые) и собственниками физического и денежного капитала.
1.2.2. Информационный аспект производства
Информационный аспект производства рассматривается в последнее время прежде всего с точки зрения понимания информации как фактора производства, и исследования преимущественно связаны с развитием информационно-коммуникационных технологий, проникновением последних во все сферы общественной жизни.
Доказательство того, что процесс труда имеет в своей основе переработку информации, позволяет понять, почему в XX веке при появлении технологий, помогающих человеку резко интенсифицировать процессы переработки и производства информации (ЭВМ и т.п.), резко повысилась производительность инженерно-технических работников. При этом производительность простых рабочих возрастала только с введением приспособлений, позволяющих лучше использовать внешние энергоресурсы.
1. Материальная услуга - это некое материальное действие, предназначенное для удовлетворения материальных потребностей (перевозка грузов и т.п.), которое представляет собой процесс материализации простой вторичной информация, где результатом материализации является сам процесс и управление им.
2. Нематериальная услуга представляет собой процесс переработки вторичной простой или вторичной кодовой информации с целью перегруппировки информации, перемещения ее в пространстве иди во времени. Следует отметить, что нематериальная услуга всегда находит свое отражение в материальном мире, однако оно в чисто материальных измерителях (вес, цвет и т.п.) подчас столь незначительно, что им иногда можно пренебречь Но в отдельных случаях, например, определение издержек на содержание каналов связи, игнорировать материальную сторону переработка и транспортировки информации нельзя
Обобщая, можно сказать, что все производимое человечеством имеет в себе информационную основу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19