Инструменты региональной экономической политики (на примере регионов Севера)
p> Стимулирование малого и среднего бизнеса рассматривается как один из эффективных методов национальной и региональной политик. Эффективность его обусловлена тем, что малые предприятия способны в относительно короткие сроки создать в регионе рабочие места для рабочей силы разной квалификации; они играют важную роль в инновационной сфере, быстро адаптируясь к производству новых продуктов и новых технологий; их создание не требует реализации крупных инвестиционных проектов. Благодаря этим характеристикам малое и среднее предпринимательство рассматриваются как метод стимулирования экономической активности и поддерживаются государственными и региональными властями. Формы такой поддержки включают: выделение займов и льготное финансирование, оказание помощи в организации и обучении малому бизнесу, стимулировании инвестиций, льготном налогообложении и пр.

Создание специальном зон связано с введением на определенных территориях, в том числе и депрессивных регионах, особого режима хозяйствования.

3. Экономическая политика регионов Севера.

1. Основы государственной политики в отношении Севера.

Северные регионы России, занимая 70 % общей территории, производят около 80 % нефти, более 90 % газа, почти половину угля и деловой древесины, экспорт которых приносит две тритии валютной выручки страны. При этом в данных регионах имеется огромное количество экономических, социально- демографических, геополитических и экологических проблем, которые существовали там, в общем-то, всегда. Однако с началом рыночных преобразований в процессе адаптации к новым условиям хозяйствования они приобрели особую остроту.

Эти проблемы не остаются без внимания на уровне и субъектов Федерации, и федерального Центра, но пока не удается их успешно решать. Одна из причин
– стереотип отношения к северным территориям как к преимущественно экстремальной зоне промышленного освоения и вынужденного заселения. На самом деле требуется выработать механизм функционирования социально- экономической системы северных регионов как неотъемлемой части единого экономического пространства страны.

По мнению специалистов, концептуальные основы государственной политики в отношении Севера целесообразно формировать на основе следующих предпосылок.[6]

Первая: в комплекс мер государственного (на федеральном уровне) регулирования регионального развития необходимо включать общие для всех субъектов Федерации и дифференцированные, применяемые в некоторых группах регионах. Северные регионы – лишь одна из них, ее особенность заключается в большей стабильности состава включаемых районов. Основной фактор, определяющий необходимость выделения этих регионов в особую группу, - особенность природно-климатических условий – имеет объективный характер, и в обозримой перспективе его влияние не может быть нейтрализовано.

Состав этой группы не был неизменным и очевидно, не будет постоянным в будущем. В условиях перехода к рыночным отношениям его пересмотр не только возможен, но и необходим в связи с изменением принципов и методов государственной региональной политики. Если в условиях централизованной экономике проблемы северных территорий решались преимущественно под воздействием политических мотивов (любой ценой освоить, обжить и сохранить как зону заселения и хозяйственной деятельности), то в рыночной экономике – в первую очередь исходя из экономических критериев (освоение и обеспечение хозяйственной деятельности только в пределах экономической целесообразности) и региональных внеэкономических целей (в основном оборона и поддержание жизненной среды народов Севера).

Вторая предпосылка: требуется выделение подгрупп в пределах данных регионов. Регионы, имеющие статус северных и приравненных к ним территорий, занимают почти 12 млн. км2, и эта территория не может быть однородной как с точки зрения остроты чисто «северных» проблем, так и возможностей самостоятельного развития. Это выделение может быть проведено на основе сочетания отдельных типовых признаков, обуславливающих особенности динамики социально-экономических процессов. Региональная политика должна включать методы государственного регулирования, необходимые всем северным регионам, и особые – для отдельных регионов или их групп с учетом факторов, определяющих социально-экономическую специфику, место региона в едином общероссийском народнохозяйственном комплексе и перспективы его развития.

Третья предпосылка: меры государственного регулирования в отношении северных регионов не будут результативными, если их ограничивать лишь обеспечением «северного завоза». Необходима комплексная поддержка этих регионов с помощью всех форм государственного регулирования (бюджетной, инвестиционной, организационной, консультативной, тарифной, внешнеэкономической и др.). Их рациональное сочетание не только будет способствовать достижению конечной цели – интеграции северных регионов в единое экономическое пространство страны, но и повысит эффективность
«северного завоза» путем увеличения его отдачи и снижения затрат.

Пятая предпосылка: интеграция регионов Севера в единое экономическое пространство России не может быть осуществлена, если целью государственной политики будет только компенсация хозяйственно-инвестиционной неконкурентоспособности предприятий северных территорий. Централизованная государственная поддержка должна быть направлена не на ограничение в данных регионах рыночно-конкурентных отношений, а на их развитие. На практике это означает сокращение прямой финансовой помощи и переход к преимущественному использованию льгот и гарантий.

На основе предложенных методологических предпосылок может быть проведена классификация субъектов Федерации, относящихся в настоящее время к районам крайнего Севера и приравненным к ним территориям, по принципу преобладающего воздействия тех или иных факторов, определяющих особое место региона с точки зрения выбора направлений и форм государственной поддержки.

2. Экономический потенциал северных регионов.

В первую очередь речь идет о финансовом потенциале, причем не только о его текущей величине по сводным финансово-экономическим показателям (ВРП, денежные доходы на душу населения), но и внутренних возможностях и факторах его увеличения. В связи с этим необходимо проанализировать финансовую устойчивость предприятий основных отраслей, выявить возможные эффективные направления их развития, сопоставить финансовый потенциал и поступления доходов в бюджет и определить долю в них различных отраслей, проанализировать уровень бюджетной обеспеченности и наметить пути его повышения.

В реализации государственной региональной политики в отношении северных территорий актуальны два аспекта: переход на рыночный механизм обеспечения «северного завоза»; формирование рыночной инфраструктуры для мобилизации финансовых ресурсов и их перераспределения.

По решению первой проблемы уже имеется пакет предложений. Вторая – более сложная, и отдельные ее аспекты остаются дискуссионными даже в теоретическом плане. В первую очередь это касается возможности проведения селективной региональной кредитной политики. Основным рыночным институтом, осуществляющим мобилизацию и перераспределение финансовых потоков, являются банки. Так как региональные коммерческие банки аккумулируют финансовые средства в первую очередь на региональных рынках, то объективные условия их функционирования, «банковский климат» в значительной степени зависят от финансового потенциала региона и особенностей его социально- экономического положения. Региональные факторы (в том числе и принадлежность к зоне Севера) оказывают влияние на численность, структуру активов, организационные формы и состояние ресурсной базы банков. Поэтому реструктуризация банковской деятельности должна осуществляться дифференцированно, с учетом ее потенциальных условий в отдельных регионах
Севера.

Наконец, для характеристики состояния социальной системы северных регионов необходимо концептуально решить проблему рационализации численности и структуры населения, а также оптимизации деятельности естественных монополий формирующих систему жизнеобеспечения и рынка труда.
От этого будет зависеть комплекс мер социальной политики, необходимых для компенсации экстремальных условий проживания и повышенных затрат на воспроизводство рабочей силы.

3. Финансовый потенциал регионов Севера.

Более 80 % общего объема прибыли, полученной в 1999 г. северными предприятиями, приходится на 4 сырьевых региона: республики Коми, Саха
(Якутия), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО: еще 16 % - на три индустриально развитых региона Европейского Севера. В то же время на пять
«отсталых» регионов – Республику Тыва, Таймырский, Эвенкийский, Чукотский и
Корякский автономные округа – приходится менее 0,4 % суммарного объема прибыли северных предприятий. Последние имеют значительно более высокую (на
20 пунктов и более), чем в среднем по России, долю убыточных предприятий и
(за исключением Корякского АО) отрицательные сальдо финансовой деятельности предприятий и организаций.[7]

Неустойчивость финансового положения хозяйственных комплексов сырьевых регионов подтверждается сочетанием высокой доли получаемой прибыли с большим удельным весом убыточных предприятий (исключение составляют Ханты-
Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где предприятия нефтегазодобычи составляют преобладающую долю в общем количестве предприятий).

Дальневосточные северные регионы – Камчатская, Магаданская и
Сахалинская области – уступают в прибыльности регионам Европейского Севера и значительно превосходят их по доле убыточных предприятий. На них приходится лишь 3,3 % прибыли, полученной в 1999 г. предприятиями всех северных регионов субъектов РФ, а удельный вес убыточных предприятий превышает 50 %.

По данным ЭКСИН - рейтинга[8], дифференциация северных регионов по числу и доле предприятий, являющихся наиболее эффективными в своей отрасли, весьма существенна. В республике Карелия и Мурманской области таких предприятий более половины, т.е. этот показатель даже лучше, чем в среднем по России. В сырьевых регионах он значительно ниже – на уровне 30 %. В регионах дальневосточного Севера доля предприятий, входящих в ЭКСИН- рейтинг, существенно различается, в Тыве она значительно ниже.

Показатель валового регионального продукта на душу населения самый высокий в сырьевых регионах (Республика Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-
Мансийский автономные округа), а наиболее низкий – в «отсталых» (Республика
Тыва). Соответственно, для первой группы характерен самый высокий уровень обеспеченности населения бюджетными доходами, а для второй – наиболее низкий.

Для оценки возможностей мобилизации собственных финансовых ресурсов регионов рассчитан показатель денежных доходов населения за вычетом прожиточного минимума, характеризующий сберегательный потенциал населения.
Дифференциация регионов по этому показателю также весьма значительна. В
Республике Тыва, Чукотском и Корякском АО величина прожиточного минимума превышала размер душевых денежных доходов населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать