Инвестиции в Беларуси
p> В США, к примеру, общественное мнение настроено далеко не пользу иностранцев, намеривающихся создать здесь свои предприятия или приобрести землю и другую недвижимость. Проведенный опрос показал, что 78% граждан выступают за закон, который ограничил бы зарубежные инвестиции в американские бизнес и недвижимость2.

О неоднозначном отношении большинства правительств стран к импорту капитала свидетельствует тот факт, что они, не только не создают особых льгот для зарубежных инвесторов, а наоборот, сдерживают их доступ на свою территорию. Изучение в конце 90-х гг. Международным валютным фондом внешнеинвестиционной политики 184 государств – его членов показало, что 144 из них ( 78,3% ) используют ограничения импорта капитала протекционистского характера. Это объясняется тем, что иностранные инвестиции оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и другие стороны жизни принимающих государств, в том числе Беларуси.

Становясь объектом зарубежного инвестирования, страна не только получает определенные денежные суммы, но и отдает их фирме обслуживания иностранных займов и перевода части прибыли от прямых и портфельных вложений. В расчете на каждые 100 единиц импортного капитала денежные средства, отправляемые за границу, значительно меньше получаемых инвестиций. Отсюда возникает иллюзия, что денежные поступления в форме иностранных инвестиций – это всегда средство увеличения денежных доходов страны. В действительности, если она регулярно принимает прямые и портфельные вложения и получает займы в неизменном и тем более в уменьшающемся размере, даже когда инвестиции растут, через определенное время такая система превращается из способа получения страной дополнительных доходов в мощный “ насос “, вытягивающийся из нее увеличивающийся поток денежных средств. Именно так действует эта система в
России. Свидетельство тому – приведенная ниже таблица1.

Иностранные инвестиции, полученные в течении года, и доходы от них, направляемые за рубеж

(в млн. долл.)
|Год |Объем инвестиций, |Доходы, ушедшие за|Чистые доходы от |
| |Поступивших в страну|границу |системы иностранных |
| | | |инвестиций (инвестиции|
| | | |минус доходы от них, |
| | | |ушедшие за границу) |
|1995 |2983 |7650 |-4667 |
|1996 |6970 |9768 |-2698 |
|1997 |12295 |13071 |-756 |
|1998 |11773 |16106 |-14333 |
|1999 |9560 |11336 |-1766 |
|2000 |10300 |11172 |-872 |

[pic]
Из таблицы и диаграммы можно заметить , что в экономике России в период с
1995 по 2000 год наблюдается рост доходных средств , ушедшие за границу, и одновременно небольшое увеличение (из отрицательной стороны ) чистые доходов страны от системы иностранных инвестиций. 90-х гг.В результате финансовая сфера России от системы зарубежных инвестиций гораздо больше теряет, чем получает, причем доходы от вложений, уходящие за рубеж, имели явную тенденцию к увеличению.

В этой ситуации роль государства , по мнению автора данной работы , заключается в разумном экономическом и юридическом регулировании всех без исключения инвестиционных процессов , чтобы избежать так называемого эфекта
«насоса», когда из страны выкачиваются безосновательно большие суммы.

Примерами такой деятельности государства может быть указ , президента
Росии от 17 ноября 1992 года(. Когда доля иностранных инвестиций в нефтяной промышленности не должна превышать 15% акционерного капитала, а в газовой ( указом от 28 мая 1997 г. ) – 9 % или закон тоже принятый в РФ в июне 1999 г.“ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации “. В нем говорится: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной ими прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Подчеркивается, что изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Вместе с тем закон разрешает государственным органам ограничивать деятельность иностранных инвесторов в тех случаях, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и ее безопасности. Уже то, что допускается возможность отрицательного воздействия капитала (раньше это почему то почти не предусматривалось ) на все перечисленное, свидетельствует о трезвом подходе к оценке воздействия иностранных инвестиций экономику страны и другие сферы общества.

Первые примеры прямых инвестиций относятся к XVII в. и связаны с деятельностью созданной а Англии Ост-Индской компании2. В конце XIX—начале
XX в. в связи с развитием инфраструктуры Американского континента и Индии из Европейских стран туда направились потоки капитала, которые по сегодняшним меркам можно было бы считать прямыми инвестициями. Фактически, с развитием инвестирования капитализм перешел на свой новый этап развития.
Несмотря на то, что основная доля прямых инвестиций осуществлялась до
Второй мировой войны между Европой и Америкой, существуют исторические свидетельства того, что уже тогда потоки капитала направлялись с Севера на
Юг. Так в 1914 г. 53% прямых английских инвестиций направлялись в страны
Азии, Африки и Латинской Америки в добывающие отрасли и 31%-- в инфраструктуру.

Крупнейшими инвесторами в настоящее время являются : США, Япония, ФРГ,
Великобритания, Франция, а так же некоторые богатые развивающиеся страны:
Саудовская Аравия, ОАР, Кувейт и новые индустриальные страны: Южная Корея,
Сингапур.

Относительно Объема мировых прямых инвестиций, то можно сказать, что их прирост отмечен только в Африке (2001г.-11 млрд.$1)

В Аргентине инвестиции имеют тенденций к спаду. Латинская Америка также отметила сокращение инвестиций. Вообще, как сообщает ЮНКТАД[2], объем прямых инвестиций во всем мире сократился вдвое. Причиной инвестиционного штиля является спад мировой экономической конъюнктуры и поглощение предприятий развивающихся стран.

Приведенная ниже таблица2 показывает соотношения между ввезенным и вывезенным капиталом (в млрд.$) в период с 1987 по 1993 годы в страны с различным уровнем развитости.

| | |1987 |1990 |1993 |
|Всего |Ввоз |137.0 |238.5 |188 |
| |Ввоз |126.9 |206 |173 |
|Развитые страны |Вывоз |133.9 |228 |180 |
| |Ввоз |113.2 |174 |103 |
|Развивающиеся |Вывоз |3.1 |10 |8 |
|страны | | | | |
| |Ввоз |13.7 |1 |70 |

Весьма хорошо с инвестициями составляла ситуация в Польше в
2000 году. В этот год польская экономика получила рекордное количество иностранных инвестиций –10 млрд.$.Именно это дало Польше быстрыми темпами развивать экономический рост. Это явилось следствием завершения там приватизации. И при этом приоритетными отраслями являлись автомобилестроение, электроника и информационные технологии.

Китай, к примеру, очень активно готовится к принятию иностранных инвестиций. С 1 января 2002 года начался отсчет до открытия ряда китайских рынков. Планируется также снижение ввозных пошлин и ликвидация нетарифных препятствий. Вступление Китая в ВТО[3] изменит направление потоков капиталов. Это будет означать появление собственников-нерезидентов в сфере банковских услуг, туризме, музыкальной индустрии.
Для того что бы полностью разобраться в зарубежных инвестиционных тенденциях, следует вспомнить наиболее важные события в истории развития мировых экономических связей.
В историческом развитии мирохозяйственных связей наблюдается три основных этапа3:

1-ый этап, это 15-18 вв.- активное функционирование мировых товарных потоков.

2-ой этап, конец 19-начало 20 века –начало активизации ввоза и вывоза иностранного капитала в виде финансовой формы (займы, кредиты, субсидии) и производственной (вложения в виде оборотныых фондов на чужой территории), что явилось одной из первых форм зарубежных инвестиционных вложний.

3-ий этап- 20 век. Смена чисто рынчных сделок (рыночных операций), оброзованием совместных производств(ТНК-транс национальных корпораций), оброзование транс национального капитала-на основе в том числе иностранных инвестиций. Атак же рост вмешательства государства в мирохозяйственные связи и увеличение его роли как активного инвестора и получателя инвестиций.

В результате в мировой экономике происходит формирование трех основных центров мирохозяйственных связей где естественно и бурно развивается инвестиционная деятельность.
1. США и Канада
2. Западная Европа
3. «Восточные драконы»- Япония, Южная Корея и другие развитые восточные страны.

Еще сущесвуют давольно важные этапы взаимодействия государства и транс национальных корпораций :

1-ый этап послевоенный период 20 в., когда государство вырастает из простого посредника при импорте товара и кредитора и гаранта при экспорте в активного распорядителя и распределителя экспортируемых и импортируемых товаров.

Сразу после 2-ой Мировой войны начинается активизация экспансии американского капитала в страны Западной Европы на восстановление уничтоженного за годы войны производства этих стран.(В результате к США перекачевывает около 60% мирового валютного запаса ).

(Именно в этот период происходит оброзование ведущих экономических организаций).

2-ой этап , это 60-70-ые годы ,когда происходит стремительный рост западно вропейских стран. А в 1957 году образуется общий экономический рынок

3-ий этап, 70-90 гг. экономический рост тихоакеанской интеграции (
Япония, Тайланд, Тайвань), которая имеет один существенный недостаток -- отсутствие хорошей законадательной базы для ведения эффективных отношений.

И последнее что необходимо освятить в историком аспекте развития мировой экономики для лучшего понимания инвестиционных процессов, это оброзование экономической интеграции западной европы. Он состоял так же из пяти этапов.
1) 1951-71 год. За 20 лет образован таможенный союз, единая сельско- хозяйственная политика, единые цены на импорт и единые цены на импорт и общая унификация параметров экономического роста.
2) 1972-78 гг.Выход из мирового нефтяного кризиса( когда 1 барэль нефти стоил 250$).
3) 1979-85 гг.Создание европейской валютной системы, Европейского фонда валютного сотрудничества (с условной расчетной экономической единицей

-экю).
4) 1986-1992 г. Создание единого внутреннего европейского рынка, ограничение финансовых барьеров на всех направлениях на единой законодательной базе.
5) 1993-2002 г. Создание обще европейской системы центральных банков, единой валюты – евро и создание в рамках этого экономического союза-Евро союза, единой экономической законодательной базы.

На основании общеизвестных фактов об экономическом росте мировых стран, можно сделать вполне логичный вывод о том , что все экономические процессы описанные автором выше, без сомнений оказали огромное положительное воздействие на экономику этих стран. И как видно из исторического опыта не последнюю роль в этом хорошем деле сыграли иностранные инвестиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать