3.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляет
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001 г. Он
определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности
в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную
поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики
Беларусь.
Под инвестиционной деятельностью, в соответствии с белорусским законодательством, понимается действия юридического или физического лица либо государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата (статья 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). 1
Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные, так и иностранные инвесторы.
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
- международные организации;
- иностранные юридические лица;
- иностранные граждане;
- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Согласно статье 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
1) создание юридического лица;
2) приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
- доли в уставном фонде юридического лица;
- недвижимости;
- ценных бумаг;
- прав на объекты интеллектуальной собственности;
- концессий;
- оборудования;
- других основных средств.
Привлекаемые в Республику Беларусь иностранные кредиты, как правило, носят целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских товаров. Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного капитала являются: электроника, автомобилестроение, нефтехимия, строительство, лесопереработка, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и т.д.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить государственную поддержку, которая оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления:
- льгот по налоговым и таможенным платежам;
- гарантий Правительства Республики Беларусь;
- централизованных инвестиционных ресурсов.
Юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции, является коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются
как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.
Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь
является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого
состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или)
юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией
является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого
иностранные инвестиции составляют 100 процентов.
Для организаций с иностранными инвестициями предоставляется ряд льгот.
Например, освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента
объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год, прибыль коммерческих
организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в
уставном фонде которых составляет более 30 процентов, полученная от
реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме
торговой и торгово-закупочной деятельности. А в случае, если коммерческие
организации с иностранными инвестициями производят особо важную для
республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемый
Правительством Республики Беларусь, в отношении таких организаций действуют
еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50
процентов.
Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.
Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов.
Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных
Инвестиционным Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее
прекращению.
Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с
законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из
владения, пользования и распоряжения объектами и результатами
инвестиционной деятельности (статья 9 Инвестиционного кодекса Республики
Беларусь).
Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты
инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли
(дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.
Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других
обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики
Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли
(дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате
осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или
частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении
инвестиционной деятельности (статья 10 Инвестиционного кодекса Республики
Беларусь).
При создании и регистрации предприятий с иностранными инвестициями помимо
Инвестиционного кодекса Республики Беларусь применяются также положения
законов, устанавливающие порядок создания и регистрации предприятий без
иностранных инвестиций. В целях упорядочения государственной регистрации и
ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих
организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей был принят
Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 "Об
упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения
деятельности) субъектов хозяйствования", которым утверждено соответствующее
Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования (в редакции Декрета Президента
Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять
любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики
Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации.
Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается актами
законодательства Республики Беларусь, коммерческая организация с
иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных
разрешений (лицензий) - статья 80 Инвестиционного кодекса Республики
Беларусь, части 3, 4.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе иметь дочерние и зависимые общества, а также создавать филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь и соответствующим законодательством иностранных государств.
Дочерние общества коммерческих иностранных организаций пользуются теми же
правами и регистрируются тем же органом, что и коммерческие иностранные
организации. Зависимые общества коммерческих иностранных организаций
пользуются теми же правами и регистрируются тем же органом, что и
коммерческие иностранные организации, в случае, если размер иностранных
инвестиций в уставном фонде зависимых обществ составляет сумму не менее 20
000 долларов США в эквиваленте. Дочерние и зависимые общества коммерческих
совместных организаций регистрируются в порядке, предусмотренном для
юридических лиц без иностранных инвестиций, и не пользуются правами,
предоставленными коммерческим организациям с иностранными инвестициями.
Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными
инвестициями действуют на основании положений о них, утверждаемых
коммерческими организациями с иностранными инвестициями. На территории
Республики Беларусь филиалы и представительства коммерческих организаций с
иностранными инвестициями не являются юридическими лицами (статья 82
Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).
Порядок открытия и деятельности представительств иностранных предприятий на
территории Республики Беларусь регулируется Положением о порядке открытия и
деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных
организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 22 июля 1997 № 929 (в редакции постановления Совета Министров
Республики Беларусь от 12 марта 2001 года № 325). Согласно этому Положению,
иностранные организации открывают свои представительства на территории
Республики Беларусь с разрешения Министерства иностранных дел. За выдачу
разрешения на открытие представительства в Республике Беларусь взимается
сбор в размере 2000 долларов США, на продление срока деятельности - 1000
долларов США.
Для получения разрешения на открытие представительства организация представляет в Министерство иностранных дел следующие документы:
заявление, в котором должно быть указано: цель (цели) открытия представительства; полное наименование организации; дата создания организации; место нахождения главного офиса; описание деятельности организации; сведения о лицах, уполномоченных вести дела от имени организации в Республике Беларусь;
копии учредительных документов организации, легализованные в установленном порядке;
копию документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в уполномоченном органе страны заявителя (выписку из торгового реестра, сертификат о регистрации организации и т.д.), легализованную в установленном порядке;
доверенность на руководителя представительства, легализованную в установленном порядке;