Рост убытков в 1999 г. по сравнению с 1998 г. , как и отрицательный результат работы фирмы – 10588 руб., вызван тем, что в 1999 г. были отражены расходы будущих периодов 1998 г. в сумме 25415 руб.
3. Перспективы развития российских предприятий.
Чтобы поговорить о перспективах развития российских предприятий следует рассмотреть сложившуюся ситуацию нашей экономики. Мы знаем, что наша промышленность находится в кризисном состоянии. Откуда появились истоки кризиса? Каковы экономические условия выживания и развития предприятий?
Демонстрации, голодовки, перекрытие магистралей стали следствием главной
проблемы постсоветской рыночной экономики - углубляющегося кризиса
неплатежей. Задолженность нарастает, следовательно, от неплатежей страдает
все больше предприятий. Стремительно увеличиваются оборотные средства
предприятий, формируемые за счет принудительных заимствований.
Если федеральные и региональные органы власти не примут действенных мер по
разрешению кризиса неплатежей, попытка России построить рыночную экономику
окончится неудачей, страну ожидают революционные потрясения, откат к
командно-распределительной системе.
В условиях конкурентной рыночной экономики предприятия не могут длительное
время существовать с большой задолженностью. Этому мешают обычаи делового
оборота, т.е. разумные ограничения по срокам и форме расчетов, возможность
выбора партнеров. Массовые неплатежи оказались возможными лишь в условиях
постсоветской рыночной экономики, которую отличают доставшиеся ей в
наследство высокая степень монополизации, межрегиональное разделение труда,
устойчивые хозяйственные связи и социально-политическая установка на то,
что всякое производство непременно должно работать.
Результаты обследования предприятий-неплательщиков.
С мая 1996 г. по ноябрь 1997 г. Межведомственная балансовая комиссия
Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
(ФСДН) обследовала 210 крупнейших неплательщиков бюджету. "Живые" деньги в
выручке предприятий составляли в среднем лишь 27%. При этом более чем у
половины этих предприятий они не достигли 20%, а более чем у трети
оказались меньше фонда оплаты труда. Предприятия практиковали натуральную
оплату или оплачивали труд за счет третьих лиц.
Более 80% предприятий из-за не денежного формирования выручки были не в
состоянии рассчитываться с бюджетом деньгами, несмотря на то, что все виды
фискальных начислений (в том числе в Пенсионный и другие внебюджетные
фонды) составили 21,8% фактической валовой выручки предприятий (т.е.
налоговую нагрузку нельзя назвать чересчур обременительной). Проблема в
том, что "живыми" деньгами в бюджет поступает не более 8% начисленных сумм.
У предприятий нет такого количества денег, чтобы удовлетворить все
фискальные требования. Если фискальная система отказывается от натурального
оброка, то, сколько бы она ни облагала налогами не денежные расчеты,
единственным источником поступлений остается денежная выручка предприятий.
Поэтому денежные требования налоговых органов должны быть соизмеримы с ней.
Первая причина неплатежей - широкое использование товарообмена (бартера) в
расчетах между предприятиями.
К нему (а не к снижению цен, как ожидалось) привело сжатие рынка денежных
средств платежа (расчета) в 1993-1997 гг. в результате отвлечения денег из
производства на более доходный рынок государственных, ценных бумаг и сделки
по импорту. Нехватка ликвидных средств платежа возмещалась за счет
вовлечения в оборот менее ликвидных товаров. Устойчивые хозяйственные
связи, сформированные в советский период, обеспечили бартерному обмену не
свойственную ему ликвидность и устойчивость.
Фактический запрет на реализацию товаров ниже себестоимости приводил к
тому, что при бартерных сделках, когда важны пропорции обмениваемых
товаров, а не сами цены, последние, как правило, были выше, чем при расчете
деньгами. В принципе рост цен ограничен их мировым уровнем (при экспорте) и
платежеспособным спросом населения (на внутреннем рынке). Однако у
отечественных базовых отраслей таких пределов нет. Например, отпускные цены
на черные металлы на внутреннем рынке более чем вдвое превышают мировые. В
результате потребители черных металлов не рассчитываются за них деньгами, а
предпочитают бартер, завышая цены на свою продукцию, чтобы обеспечить
интересующую их пропорцию обмена. Из-за этого опережающими темпами по
сравнению с ростом выручки увеличиваются издержки предприятий и
соответственно цена или объем заимствований, а также убытки. Неплатежи
растут со скоростью 8% в месяц.
Вторая причина - невыполнение государством обязательств по госзаказам. Если
государство задерживает оплату своих заказов на один миллион рублей, то по
технологической цепочке сумма неплатежей вырастает до многих миллионов.
Отношения между государством и предприятиями несимметричны: задерживая
(иногда по несколько лет) расчеты по выполненным государственным заказам,
оно, тем не менее, требует выплаты по ним налогов и немалых пеней.
Третья причина - непомерное налоговое бремя предприятий. Суммарная их
задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами в
середине 1998 г. превысила 250 млрд. рублей, а прибыль составляла около 40
млрд. рублей, с которой необходимо было уплатить 35% налога. Очевидно,
промышленность не в состоянии заплатить такой огромный долг.
Сумма требований бюджета и естественных монополий, предъявляемых к
предприятиям, превысила их выручку. Экономика ответила на это естественной
реакцией - выработала противоядие в виде неплатежей. Вместо получения
прибыли главной целью предпринимателей стал контроль над финансовыми
потоками.
Сложилась ситуация, когда широко используются завышенные бартерные,
вертуальные цены (по ним никто не платит деньгами), мало кто рассчитывается
в оговоренные сроки, формируются крупные взаимные долги, которые
своевременно невозможно погасить, декларируется зарплата, которая не
выплачивается. Вместо денег практикуются расчеты векселями, взаимные
зачеты. Но наиболее распространены расчеты через обмен товарами и услугами
(бартер). Несколько лет назад этим занимались сами предприятия, теперь в
основном посредники, специализирующиеся на товарообмене. Используются
договорные цены, причем договаривающиеся стороны интересует пропорция мены,
а не формальные (денежные) цены обмениваемых товаров. Они могут быть
бесконечно большими (если стороны убедили друг друга в том, что их товары
дорого стоят) или нулевыми.
В хронической задолженности обследованных предприятий на долги другим
предприятиям приходилось 56%, на долги по налогам – 29%, банкам – 8%,
работникам предприятий - 7%, т.е. от неплатежей страдали, прежде всего
другие предприятия и бюджет, ставшие вынужденными кредиторами.
Поскольку предприятия направляют часть выручки на оплату труда и иные
текущие нужды, накопленную задолженность невозможно погасить в течение
года. Единственный выход - реструктуризировать часть задолженности, т.е.
перевести ее из текущих обязательств в долгосрочные.
Денежная часть выручки предприятий небольшая, следовательно, неуклонно
растут их долги перед поставщиками, бюджетами разных уровней, банками и
работниками предприятий. А если учесть, что налоги в денежной форме, по
данным Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению (ФСДН), в среднем составляют около 8% (остальное - опять же
взаимозачеты, бартер и просто недоимки), то растут неплатежи по госзаказам.
К этому следует добавить уход в теневую экономику, расхищение акционерного
капитала менеджерами, не целевое и неконкурсное использование бюджетных
средств, а нередко и их разворовывание. И все же ключевым звеном этой цепи
неплатежей являются предприятия. Преодолеть кризис неплатежей не удастся,
если не принять меры - как макроэкономические, так и на уровне предприятий.
Способы преодоления кризиса неплатежей.
Первый - банкротить должников, и чем больше, тем лучше; в классической
рыночной экономике неплатежеспособность предприятий преодолевается именно с
помощью процедур банкротства.
Некоторые эксперты сомневаются, что целесообразно преодолевать кризис
неплатежей с помощью банкротств. Неплатежеспособных предприятий в России
слишком много, поэтому арбитражные суды не справятся с наплывом дел. Кроме
того, банкротство должника всегда порождает убытки кредиторов, а
банкротства крупных должников могут повлечь за собой цепочки банкротств
кредиторов. Важно и то, что неплатежеспособными оказались многие крупнейшие
предприятия, имевшие значительный вес на фондовом рынке (до его обвала),
вовлеченные в международные проекты. Их банкротство чревато еще большим
падением делового рейтинга нашей страны. Не стоит забывать, что массовые
банкротства - это массовый передел собственности, причем за бесценок. Ведь
предприятий на рынке окажется намного больше, чем денег. При этом причины,
порождающие задолженность, не будут устранены.
Эти аргументы не означают, что процедуру банкротства следует вообще
исключить. Банкротство безнадежных предприятий необходимо. Но оно должно
проходить по строгим критериям, исключающим произвол со стороны властей,
нередко желающих таким образом передать предприятия "своим" людям. Уместно
использовать процедуру "ускоренного" банкротства, в процессе которого
удается сохранить предприятие как имущественный комплекс,(оно продается
целиком, как бизнес, без долгов), а выручка от его продажи распределяется
среди кредиторов и прежних акционеров.
Второй - использовать денежную эмиссию в размерах, достаточных для погашения долгов бюджета. Противники такого подхода подчеркивают, что из-за величины долгов эмиссия будет столь значительной, что страна неизбежно сорвется в пропасть гиперинфляции.
Третий - снижать цены и издержки производства, для этого законодательно
разрешить продажу товаров по ценам ниже себестоимости, установить
регулируемые цены на продукцию монополистов (прежде всего на газ и
электроэнергию) с учетом сложившегося уровня фактических расчетов.
Сторонники этого пути обращают внимание на то, что снижение цены на
электроэнергию должно быть увязано с установлением предельных цен на
энергетические угли. На основе радикального снижения цен на газ и
электричество нужно соответственно снизить цены на тепловую энергию и
железнодорожные перевозки. Это, конечно, сократит доходы бюджета, но
позволит существенно уменьшить и его расходы (вопрос в том, что окажется
весомее). Кроме того, появится возможность восстановить нормальные условия
функционирования промышленности в нашей обширной стране с суровыми
климатическими условиями.
Четвертый - провести дополнительную эмиссию акций предприятия-должника,
продать их на рынке и вырученными средствами возместить его долги, в том
числе бюджету (правда, при этом "размывается" капитал владельцев
предприятий, более того - они могут лишиться контрольного или блокирующего
пакета). Этот подход реализован в постановлении правительства "Об условиях
и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в
федеральный бюджет" от 5 марта 1997 г. № 254, согласно которому должны
продаваться ценные бумаги предприятия, уклоняющегося от уплаты налогов.
Некоторые эксперты справедливо видят в этом признание государством своей
неспособности собирать налоги, а также того факта, что нынешние налоги
можно выколотить из налогоплательщиков только насильственными способами.