Издержки как фактор конкурентоспособности фирмы
p>Что побуждало участников группы получать официальный статус ФПГ? Тем самым сильные предприятия хотели, во-первых, обеспечить акционерный контроль над предприятиями и банками, с которыми уже налажены эффективные хозяйственные связи, целесообразные и в перспективе; во-вторых, повысить имидж объединения в глазах инвесторов и зарубежных партнеров; в-третьих, развить контакты с федеральными и региональными органами власти.


Мотивы и надежды группирующихся предприятий

Предприятия вынуждены были группироваться в ответ на острую нехватку оборотных средств, вследствие инфляции и неплатежей, на свертывание бюджетного финансирования, на прессинг со стороны мощных конкурентов на внутреннем и внешнем рынках, а также в поисках более эффективного управления капиталом.
С объединением в ФПГ они связывали надежды на кооперирование в снабженческо- сбытовой сфере ради экономии издержек; на повышение согласованности действий при производственной кооперации; на расширение круга инвесторов и укрепление отношений с банками; на консолидацию инвестиционных ресурсов; на оптимизацию материально финансовых потоков; на уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления платежной дисциплины партнеров по группе, использования ими товарных кредитов, векселей, трансфертных цен; на улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, в частности благодаря повышению ритмичности производства; на облегчение отстаивания групповых интересов в государственных инстанциях.

Кроме того, предприятия рассчитывали воспользоваться потенциальными плодами интеграции, не прибегая к жесткой централизации контроля над ресурсами, а также возможностями банков по оптимизации финансовых потоков и налоговых обязательств. Предприятия также хотели избежать сюрпризов в ходе приватизации и с помощью банков расширить свое влияние на размещение продаваемых государством акций. Интеграция в ФПГ теоретически позволяла лучше использовать ограниченные управленческие кадры (подобную роль ФПГ играли в послевоенной Японии). В рыночных условиях благополучие предприятий существенно зависит от качества финансового менеджмента, а в банках работают квалифицированные финансовые специалисты.


Слабости ФПГ

Оценки потенциальных возможностей ФПГ при их создании оказались явно завышенными. Воплотиться в жизнь им мешают как неблагоприятные внешние условия для развития групп, так и многочисленные внутренние трудности.
Участники групп жалуются на перегруженность налогами, сборами, платежами, запутанность и непостоянство налоговых требований, чрезмерно высокие налоговые ставки, а также на то, что государство неэффективно распоряжается своей долей в капиталах ФПГ, занимая неконструктивную выжидательную или безразличную позицию.

На практике отечественные ФПГ демонстрируют разную эффективность. Одни успешно приспособились к новым экономическим условиям (скажем, "ЛУКойл") и завоевали позиции на внешних рынках ("Газпром"), а другие оказались в кризисном состоянии, перед угрозой банкротства даже при широком экспорте продукции ("Норильский никель"). Причины значительных расхождений в результатах деятельности ФПГ аналитики достоверно назвать затрудняются, ссылаясь на недоступность реальной финансовой информации о них и проходящих через их родственные структуры денежных потоках. И все же можно выделить
"болевые точки", от умения справиться с которыми зависят успехи или неудачи группы.
"Хлипкость" банка. Крепость всей групповой конструкции во многом зависит от силы банка, который зачастую является системообразующим. Характерно, что в
ФПГ участвуют очень большие или очень маленькие банки. Отсутствие средних банков специалисты объясняют тем, что банкиров интересуют лишь те группы, деятельность которых они могут контролировать. ФПГ, контролируемых сильными банками, меньшинство, хотя их доля в общем обороте составляет более 40%
(речь идет только о зарегистрированных группах, с учетом неофициальных структур этот показатель оценивается намного выше). Преобладают группы со слабыми, "карманными" банками - это так называемые индустриальные ФПГ, на которые приходится 95% всех групп.
Предприятия нередко обвиняют банки (которые стали их акционерами) в том, что их интересует не развитие производства, а извлечение собственной выгоды из контроля над финансовыми потоками, а к реализации инвестиционных проектов в ФПГ они проявляют минимальный интерес. Обследование 24 ФПГ показало, что 80% из них не получали поддержки от своего банка или могли рассчитывать лишь на краткосрочное финансирование. Характерно, что во многих ФПГ, даже несмотря на технологическую и коммерческую слаженность, собственных средств для пополнения капитала предприятий все равно нет.
Поэтому для них актуально иметь в своем составе инвестиционный банк. Но банки хотят развиваться преимущественно как универсальные.
С другой стороны, участие предприятия в учреждении банка стало нелегким экзаменом для того и другого. У предприятия-акционера, который вложил в банк крупную сумму, естественно возникает соблазн поправлять свое положение за счет банка, получая деньги на свои проекты независимо от их эффективности и окупаемости. Разумные банки отказываются подчиняться внутригрупповой дисциплине, если от них требуют инвестировать в невыгодные проекты
Ограниченные инвестиционные возможности. На нынешнее состояние ФПГ существенно влияют повышенный риск крупных инвестиций в условиях расплывчатости государственных структурных приоритетов и масштабы инвестиций, необходимых для решения стратегических задач.
По концентрации капитала российские ФПГ заметно уступают зарубежным диверсифицированным группам. Для реализации серьезных стратегических замыслов практически всем отечественным ФПГ требуется наращивание инвестиционных возможностей.
Плохая управляемость группой. Когда центральная компания образована несколькими акционерами - участниками группы, они владеют ею как дочерним обществом, а не наоборот, как если бы она была материнской компанией.
Поэтому центральная компания может играть любую роль (например, искать инвестиции или развивать новые направления бизнеса), кроме роли контролирующего центра, который определяет стратегию группы.
Поскольку участники вносят в уставный капитал центральной компании, как правило, незначительные доли своих активов, не получается и концентрации финансового и промышленного капиталов. Компания оказывается не штабом стратегического планирования или координатором финансовых потоков, а в лучшем случае - консультативной службой или "клубом директоров". В таких компаниях работают по 6-8 человек, которые не имеют реальных рычагов влияния на предприятия. Кроме того, не проработаны вопросы финансовой деятельности группы, отсутствует стратегия совместной работы, недостает надежной и оперативной информации о предприятиях.
С переходом от мягкой формы взаимодействия партнеров (союз, альянс) к жесткой холдинговой форме - когда ясно, кто чем владеет - связывают и надежды на то, что удастся привести в соответствие структуру управления ФПГ и принятие решений. При нынешней слабости центральной компании зачастую два или три наиболее влиятельных директора решают, что делать дальше, не считая нужным информировать других об основаниях и причинах такого решения. Но скептики сомневаются, что тенденция предпочтения холдингов удержится долго, ссылаясь на то, что, создавая рыночные отношения внутри холдинга, центральная компания имеет небольшое влияние на дочерние общества. Причем по мере роста их эффективности оно уменьшается. Уже известны случаи, когда холдинги распадались после того, как дочерние общества вставали на ноги.
Неэффективный менеджмент. Его неэффективность является следствием вялости внешнего контроля (со стороны рынка и собственников). С одной стороны, менеджеры, контролирующие холдинги, стремятся на взаимовыгодной основе реализовать преимущества его приспособленности к рыночным условиям. С другой - пытаются сохранить в миниатюре прежнюю систему, включая опеку слабых предприятий и содержание социальной инфраструктуры. Кроме того, непосильные налоги приводят к усилению централизации финансовых потоков, сужению финансовой самостоятельности "дочек".
Дефицит стратегических собственников в холдингах. Эффективное функционирование холдинга предполагает рациональность внутренних связей, отлаженность прав собственности по отношению к самому холдингу. Продажа акций крупными пакетами (15-20%), казалось бы, способствует появлению частных стратегических собственников. Однако, как показал опыт, сама по себе концентрация акций в крупные пакеты, контрольный пакет в одних руках не гарантируют принципиального улучшения положения на предприятии.
Недостаточно и навыков наведения порядка в финансовом хозяйстве. От стратегического собственника требуется способность реально улучшить сбыт продукции, удешевить поставки сырья и материалов, обеспечить технологическую поддержку, принимать эффективные технические решения, привлекать крупные кредиты.
"Замусоренный" состав ФПГ. Российские ФПГ создавались во многом случайным образом: скупалось то, что было доступно. В хаосе приватизации лидерам предпринимательства некогда было задумываться о том, для чего они приобретают тот или иной промышленный актив. Не было времени и на создание серьезных управленческих технологий. Сегодня, когда активы уже собраны, встали вопросы: что надо сделать, чтобы они приносили прибыль - каждый в отдельности и все вместе как составляющие одной корпорации; стоит ли иметь внутри группы слишком разные направления? Ведь смысл холдинговой компании, т.е. соединения различных бизнесов, заключается в том, чтобы между ними возникла синергия (усиление взаимного действия).
Чрезмерная ориентация на государственную поддержку, обещанную законом. В законе перечислены такие меры государственной поддержки ФПГ: зачет задолженности участника, акции которого реализуются на торгах, в объем предусмотренных условиями этих конкурсов инвестиций для покупателя - центральной компании этой ФПГ; предоставление участникам права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений, которые должны направляться на деятельность
ФПГ; передача в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ и государственные гарантии для привлечения инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов
ФПГ.
Органы власти субъектов Федерации могут предоставлять ФПГ дополнительные льготы и гарантии. Банкам, участвующим в ФПГ и осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, Центральный банк вправе снизить нормы обязательного резервирования и предоставить другие льготы для повышения их инвестиционной активности.
На все заявленные меры господдержки в казне денег нет. В качестве
"спасательного круга" предлагается тщательно отбирать ФПГ, которым следует помогать. Намечено использовать различные таможенные барьеры для зарубежной авиационной техники; предоставлять компаниям наиболее эффективные маршруты преимущественно для эксплуатации на них российских самолетов нового поколения, финансировать из бюджета НИОКР в области базовых авиационных технологий и материалов, поддерживать базовую сертификацию новых самолетов и вертолетов. Однако поддержка со стороны государства возможна лишь в ограниченных объемах, вместе с ним риск должны нести и коммерческие участники корпораций.

Перспективы
По какому пути пойдут российские ФПГ в ближайшие годы? Аналитики называют два возможных варианта, считая наиболее вероятным промежуточный из них: либо это будут действительно эффективные объединения различных типов хозяйственных единиц, которые, во-первых, созданы добровольно или на основе слияний и поглощении; во-вторых, основаны на действительно эффективном управлении своей собственностью (пакетами акций); в-третьих, ориентированы на сокращение издержек и увеличение дохода на основе собственной деятельности в условиях цивилизованного рынка; либо будут сформированы несколько десятков гигантских конгломератов и отраслевых монополий, ориентированных на особые отношения с государством и функционирующих за счет этого, что будет означать реанимацию в новых условиях централизованного управления экономикой. Горизонтальная
(отраслевая) интеграция уже демонстрирует монопольное поведение или устремление ее участников. Несмотря на попытки правительства учесть антимонопольное законодательство, многие финансово-промышленные группы усиливают монопольный характер экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основе работы выделим основные аспекты изложенных тем, сделаем вывод об эффективности функционирования фирмы ООО «Стройбытуслуги». Прежде всего, ответим на главный вопрос выбранной темы «Что такое издержки?».

Под издержками понимается совокупность всех расходов, которые несет предприниматель в целях достижения намеченного объема производства.

Издержки учитываются в денежном выражении. Формируют себестоимость товара.

Виды и типы издержек: альтернативные, явные (бухгалтерские) и неявные
(имплицитные), экономические, постоянные и переменные, валовые, средние, предельные, трансакционные (рыночные), социальные, возвратные.

Издержки выступают основным фактором выживания и роста фирмы.
Расширение фирмы может привести к отрицательным последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы продукции. Это связано с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного производителя. Это ведет к увеличению средних общих издержек.

Цель фирмы – минимизация издержек, максимизация полученной прибыли.
Фирме целесообразно заниматься предпринимательской деятельностью, если общие издержки превышают общий доход, на величину, меньшую, чем постоянные издержки.

На основании проведенного анализа я пришла к следующему выводу:
Фирма 000 «СТРОЙБЫТУСЛУГИ» функционирует не эффективно из-за высокого уровня издержек. Мы знаем, чем выше уровень издержек, тем меньше прибыль. А это ведет к снижению производительности. Происходит сокращение объема продаж, отрицательное влияние на основные фонды, материалы, численность рабочего персонала. Фирма теряет конкурентоспособность.

Фирме не хватает денежных средств, чтобы сменить оборудование, приобрести сырьё и материалы увеличить заработную плату рабочим.
Следовательно, наладить производство.
Возникают вопросы:

«Как долго промышленность будет «законсервирована?», «Чем выгоднее заниматься фирме?», «Как сделать производство прибыльным?», «Как уменьшить издержки?».

Для того, чтобы повысить эффективность функционирования фирмы, я считаю, необходимо провести анализ деятельности , выявить какие издержки наиболее высоки, чем это вызвано, как можно понизить уровень издержек, как производить дальнейший контроль и регулирование затрат.

Сегодня в России неблагоприятны экономические и правовые условия для развития предприятий. Причины бедственного положения предприятий, по некоторым оценкам, в 90 % случаях лежат в сфере управления бизнесом, неумением вписаться в условия рынка, повысить качество продукции, осваивать новые технологии. И лишь в 10 % случаев сказываются последствия
«утяжеленной» структуры экономики. Но немало предприятий работают успешно благодаря эффективной работе менеджера.

По какому пути пойдут российские предприятия в ближайшие годы?
Аналитики называют два возможных варианта, считая наиболее вероятным промежуточный из них:
. либо это будут предприятия, эффективно функционирующие, основанные на действительно эффективном управлении своей собственностью; ориентированные на сокращение издержек и увеличение дохода на основе собственной деятельности в условиях цивилизованного рынка;
. либо из - за высоких налогов, больших издержек, низкой прибыли предприятия не смогут эффективно функционировать, что приведёт к их ликвидации, появлению монополий.

Список использованной литературы:

1. А.О. Вереникин. Трансакционные издержки в рыночной экономике. // Вестник
Московского университета. - 1997г. - №3 -с. 76 - 89.
2. А. П. Кураков. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., доп. и переб. М.: Гелиос АРВ, 1999г. - 751с.
3. Барсукова Е.В. проверка затрат на торговых предприятиях //' Аудит, ведомости. - М.: 1998г. - №2 - с. 21 - 36.
4. Вейе Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производств
/ Красноярск. 1995г.- 510с.
5. Долбилин А.С., Пронина Л.А. Издержки, доходы и прибыль торговых предприятий и потребительских обществ: Учебное пособие, - М.; 1998г. -
167с,
6. Должникова В. Г. Затраты производства: формирование и анализ
/Новосибирск 1998г., с. 49-50
7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия .- М.: 1999г.
8. Иванов А.Н. Производственный анализ: оптимизация структуры затрат. .//
Аудит, ведомости - М.: 1998г., - №10 - с. 14-19.
9. Курс общей экономической теории (основные положения и категории) / учебное пособие Под ред. А.М. Крылова. -
Краснодар. 1997г. 10.Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс:
Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11 изд. Т.2.-
М.:Республика,1992. 400 с.: табл., граф.
11. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. /Под ред. В.М. Власовой, Д.Л. Волкова и др. - М.: 1999г.
12.Романенков И.Д. издержки производства в современной экономике. - М.: 1998г. 168 с.
13.Экономика предприятия / Под ред. В.П. Грузинова. - М.:1998г.
14.Экономика. А.П, Казаков, Н.В. Минаев -М,; 199 8г. 15.Экономическая теория. Учебник. / под ред, ИЛ, Николаевой, -
М.: «Проспект»,, 1999г. -448с,
15.Долан Э.. Линдсей Д. Рынок: микроэкономический анализ. –М.: 1992г.
16.Долан Э.Д.. Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономический анализ. СПБ. 1992.
17.Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
18.Маршалл А. Принципы экономической науки. T.I. C.155 - 166.
19.Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992.
20.Фишер С. и др. Экономика.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать