- соответствие свойств продукции и потребностей потребителя (тождество свойств качества и конкурентоспособности);
- наличие трех смыслообразующих элементов конкурентоспособности - потребителя, продукта и продукта-конкурента (различие свойств качества и конкурентоспособности);
- тождественность разнородных продуктов в плане конкурентоспособности
(развитие категории качества).
На основе анализа статистических материалов отраслей промышленности
восьми экономически развитых стран М. Портер выявил наиболее важные причины
успехов и неудач в конкурентной борьбе фирм этих стран. Им предложена
концепция КС. Основу этой концепции составляет идея так называемого
“национального ромба”, раскрывающего четыре свойства-детерминанта страны,
формирующих среду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 1).
[pic]
Рис.1. Детерминанты конкурентоспособности (“национальный ромб”)
“Национальный ромб” характеризует систему детерминантов КС, компоненты
которой (как и в любой системе), находясь во взаимодействии, создают эффект
эмерджентности (целостности), то есть усиливают, либо ослабляют,
потенциальный уровень КС предприятий этой страны.
В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
- необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
- универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
- к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
- конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;
- сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.
Термин "конкурентоспособность" - это:
- многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;
- относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других;
- различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне товара, предприятия, отрасли и, наконец, на уровне национальной экономики в целом.
В другом случае качество продукции отождествляется с набором технических характеристик товара. Конкурентоспособность изделия определяется в процессе сопоставления затрат, понесенных покупателем, и результата, достигнутого покупателем с использованием приобретенного изделия.
Другие экономисты определяют конкурентоспособность как "...свойство
объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по
сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном
рынке". Ко множеству объектов, обладающих свойством конкурентоспособности
автор относит помимо продукции еще и нормативные акты, научно-методические
документы, проектно-конструкторскую документацию, технологию, производство
(очевидно, по нашему мнению не процесс, а активный оганизационно-
технологический субъект экономики), персонал ("рабочий", "специалист",
"менеджер" по выражению автора), ценные бумаги, инфраструктуру (окружающую
среду), информацию.
В другой работе вопросы конкурентоспособности продукции исследуются с точки зрения математического моделирования и применительно к конкуренции на мировых рынках.
При рассмотрении различных аспектов конкурентоспособности продукции
указывается, что главными факторами, определяющими конкурентоспособность,
являются качество и цена. Достижение оптимального соотношения между
качеством изделия и издержками производства определяется как цель
управления конкурентоспособностью. Однако далее понятие
конкурентоспособности определяется как совокупность мероприятий,
осуществляемых в ходе разработки, производства, сбыта и послепродажного
обслуживания продукции в целях обеспечения необходимого уровня
конкурентоспособности.
Представляют интерес подходы к решению проблемы конкурентоспособности,
изложенные другими авторами. К сожалению, детализируя методики решения
отдельных задач, авторы не останавливаются на анализе специфики, присущей
исследуемому ими материалу. В силу такой причины результаты, приводимые в
упомянутых работах, представляются достаточно уязвимыми именно с
методологической точки зрения. Следует на наш взгляд особо остановиться на
использовании термина конкурентоспособность применительно к элементам
экономических систем, не относящихся к продукции.
Это, прежде всего, разумеется, промышленные предприятия, производящие продукцию, которая оценивается с точки зрения конкурентоспособности. Кроме того, сюда же целесообразно отнести предприятия, специализирующиеся на предоставлении услуг того или иного характера, отрасли и, наконец, регионы, в том числе - страны. Практически во всех публикациях авторы, не заявляя это в явном виде, исходят из того, что конкурентоспособный объект это объект, который способен обеспечивать прибыль, а стало быть, совершенствование конкурентоспособности является эффективной операцией.
Некоторые авторы даже делают попытку установить иерархические
отношения между конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью.
Оставляя в стороне вопросы соотношения таких базовых экономических
категорий как прибыль, эффективность и инвестиционная привлекательность,
что представляет собой вполне самостоятельное направление исследований,
хотелось бы сделать следующее замечание.
В данном случае допустимо проведение аналогии между конкурентоспособностью и качеством продукции. Размывание границ между подобными проблемами вряд ли корректно.
Если обобщить высказываемые различными авторами взгляды на конкурентоспособность фирм и организаций, можно сделать вывод, что конкурентоспособными считать можно те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно или же предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги. В этом смысле проработка проблемы конкурентоспособности активных экономических субъектов мало чем отличается от уровня осмысления конкурентоспособности изделий.
Что касается конкурентоспособности регионов, то М.Портер отмечал, что не ясно применительно к стране, что такое конкурентоспособность. В дальнейшем в этой же работе автор попытался свести конкурентоспособность страны к продуктивности использования ресурсов. Несомненно, такой взгляд на проблему устанавливает тождественность конкурентоспособности и экономической эффективности. Известно высказывание М.Эрлиха и Дж.Хайна о том, что конкурентоспособность-это способность страны или фирмы продавать свои товары. Эксперты международной организации «Всемирный экономический форум», выделяют большое количество экономических факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность экономики в целом. Их насчитывают несколько сот. К ним, в числе прочих, относятся:
-эффективность промышленности;
-степень рыночной ориентации;
-динамизм финансовой системы;
-человеческие ресурсы;
-природные ресурсы;
-социально политическая стабильность и т.д.
С точки зрения здравого смысла указанные группы факторов несомненно сказываются на конкурентоспособности национальных экономик, но механизм такого воздействия остается необъясненным.
Однако при всем при том остается открытым вопрос, когда возможно и
оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или
эффективности, когда оно представляет самостоятельную категорию.
Предварительно можно сделать предположение, что свойство
конкурентоспособности проявляется независимо от произвола субъекта
экономической деятельности, а определяется объективными процессами,
протекающими в экономических системах.
Из сказанного непосредственно вытекает, что конкурентоспособность является категорией динамической, причем ее динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может рассматриваться как управляемые параметры.
2 Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики
Товар, куда входят как изделия, так и услуги - всего лишь пассивный
компонент рынка, на котором присутствуют также и активные компоненты -
субъекты хозяйствования, которые, очевидно, могут быть опосредованными
носителями свойства конкурентоспособности (через свои товары и услуги).
Здесь следует принимать во внимание параметры, определенные в
микроэкономических методиках, используемых в сфере управления
предприятиями. Можно утверждать, что применительно к товару
конкурентоспособность является развитием категории качества. В случае
активных экономических объектов - предприятий и организаций, представленных
на рынке - конкурентоспособность представляет собой категорию
эффективности, но на более высоком уровне.
При такой постановке в терминах системного анализа рыночная конкуренция
может быть описана следующим образом. Имеется экономическая система,
включающая в себя ряд функционально однородных объектов, и окружающая эти
объекты среда, роль которой сводится - применительно к данной проблеме - к
формированию требований к результатам функционирования указанных объектов.
Структура понятия конкурентоспособности национальной экономики может быть
представлена в виде рис. 2:
[pic]
Рис. 2. Структура национальной конкурентоспособности
Стратегическое направление, в котором развивается национальная экономика и
его составляющая – конкурентоспособность, нами видится в интеграции с
мировыми технологическими цепочками, в участии в международном разделении
труда, во вхождении страны в международные экономические институты.
Множество объектов может быть упорядочено на основе критерия минимума
расстояния между результатами функционирования и требованиями среды.
Свойства такого упорядочения могут быть различными. Исходя из эмпирических
соображений, можно назвать конкурентоспособными любые объекты из
упорядоченного множества с номерами от 1 до n, где n - это максимально
допустимое в рассматриваемой ситуации количество объектов, которые
принимаются в качестве конкурентоспособных. При этом наиболее
конкурентоспособным будет, естественно, считаться мажоранта упорядоченного
множества. Очевидно, данную проблему можно описать пятеркой:
Р = , (1.1.1) где S - множество объектов, представленных на
рынке;
D - множество требований потребителей;
А - множество параметров объектов;
ОС -порядок, заданный на множестве объектов потребителями;