1995 год стал стартовым для широкого развития лизинговой
инфраструктуры. Лизинговые компании начали интенсивно создаваться в
различных регионах страны. Это явилось следствием продекларированной
Правительством России политики благоприятствования развитию лизинга.
К сожалению, несмотря на благие цели, проблем не убавилось. Основными
препятствиями для развития лизинга в России являются:
. Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.
. Высокий уровень налогов.
. Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.
. Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.
. За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.
. Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.
. Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.
Одной из главных причин, препятствующих развитию лизингового бизнеса в отечественных условиях, является макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране, Как справедливо отмечает Б.Кабатова, в настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне.1 Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга).Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России. Последовавший с начала 90-х гг. спад деловой активности замедлил развитие лизинга, который не мог конкурировать с быстрым кругооборотом и высокой доходностью "коротких денег ". Однако, как и на Западе лизинг постепенно способен стать эффективным каналом сбыта произведенной продукции, новым механизмом инвестирования в основные фонды.
III.Методика расчёта лизинговых платежей
В настоящее время кредитным учреждениям нашей страны приходится
работать в условиях нестабильной экономики, с резко меняющимися параметрами
финансового рынка и неустойчивым инвестиционным климатом. Даже при
стабильном снижении ставки рефинансирования при обсуждении и выполнении
долгосрочных инвестиционных проектов необходимо учитывать вероятность
возвращения экономики к гиперинфляции. Это затрудняет расчеты и делает
более сложной аппаратную часть бизнес-планирования. Поэтому при обсуждении
методики расчета лизинговых платежей лизинговым отделом банка необходимо
учесть ситуацию наличия гиперинфляции. Это, по мнению экспертов, позволяет
получить более надежный расчет, адаптированный к достаточно сильным
колебаниям финансового рынка. Вот пример такого лизингового расчёта:
Лизингополучатель: Торговый центр N, обладающий высокими финансовыми
показателями.
Объект лизинга: Комплексное оборудование для организации кафе на площадях
торгового центра. Комплексность объекта лизинга позволяет рассматривать его
как высоколиквидный товар в случае его реализации на свободном рынке.
Стоимость оборудования: 106087000 итальянских лир.
Поставщик: Специализированное предприятие, производящее и монтирующее под
ключ объект лизинга, выполняющее гарантийное и постгарантийное
обслуживание. Выбор поставщика позволил получить оборудование высокого
качества, новейшей модели с гарантированным обслуживанием.
Обеспеченность кредита: Кредит обеспечен благодаря гарантии от банка,
обслуживающего торговый центр, и праву безакцептного списания лизинговых
платежей с расчетного счета лизингополучателя, подтвержденному его банком.
Срок кредитования: 35 месяцев. Как указано ранее, финансовый лизинг
предполагает значительный срок его реализации. В этом заключаются его
преимущества перед другими методами, заложенными в нормативные акты.
Запрашиваемый период пользования кредитом рассчитан исходя из сроков
финансового лизинга, которые, в свою очередь, рассчитаны в соответствии с
нормами амортизации.
Стандартная норма амортизации согласно Постановления Совмина СССР № 1072 от
22.10.90 г. составляет 12,5% в год (раздел 458 «Оборудование торговли и
общественного питания», подраздел 45804 «Прочее торгово-технологическое
оборудование»).
Максимальный коэффициент ускорения амортизации — 3 согласно Постановлению
Правительства РФ № 752 от 27.06.96 г. В соответствии с федеральным законом
«О лизинге» срок лизингового договора должен приближаться к сроку полной
амортизации лизингового имущества. Кроме того, с позиции финансового
менеджмента в случае сокращения срока лизингового договора, прирост
текущего платежа увеличивает выручку от реализации и при неизменных
затратах — налогооблагаемую базу. В случае увеличения срока договора
лизинга возникает обратная ситуация — за счет частичного отказа от
использования механизма ускоренной амортизации возрастают издержки на
погашение процентов за кредит. Поэтому наиболее оптимальным является
вариант совмещения сроков полной амортизации, лизингового и кредитного
договора.
Исходя из запрашиваемой суммы кредита 462 млн. руб. стандартная норма
амортизации будет составлять 57,75 млн. руб. в год (462 млн. ( 12,5% (
100%), а с учетом коэффициента ускорения амортизации — 173,25 млн. руб. в
год (57,75 млн. ( 3). Ежемесячная сумма амортизационных отчислений будет
составлять 14,4 млн. руб. (173,25 ( 12 мес.). Таким образом, период полной
амортизации оборудования составляет 33 месяца (462 млн. руб. ( 14,4 млн.
руб.). С учетом двухмесячного срока поступления оборудования, общий период
пользования ссудой составляет 35 месяцев. Приведенные данные обусловливают
срок кредитования и свидетельствуют о выгодности применения операции
финансового лизинга.
С целью обеспечения гарантии возврата кредита предприняты следующие меры:
1. Лизинговое оборудование находится в собственности лизингодателя в течение всего срока действия договора лизинга. После поступления оборудования в город, оформляется его залог в банке.
2. От ТЦ N предоставлена гарантия внесения всех лизинговых платежей от не участвующего в сделке банка.
3. От ТЦ N, по условиям договора лизинга, в течении недели должно быть получено право безакцептного списания платежей с их счета, который определит банк.
4. ТЦ N перечисляет на счет лизингодателя в банке-кредиторе задаток в размере 23,4% от суммы кредита.
5. По ГК РФ лизингодатель может передать свои права по договору лизинга третьей стороне. Соответственно, в любой момент права по договору могут быть переданы от лизингодателя банку-кредитору.
Таким образом, лизинговые операции в современных условиях экономически
целесообразны. Будучи достаточно выгодными для кредитующей организации
(банка), лизингополучателя и лизингодателя, они могут стать важным
инструментом активизации инвестиционного процесса в стране. Уже первый
опыт, накопленный в ходе действия договоров финансового лизинга,
показывает, что существует достаточно действенный механизм защиты риска
невозврата кредита.
Заключение
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.
Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.
В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания
инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в
России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана
огромная работа.
Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга,
эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение,
транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство.
Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой
деятельности.
Сейчас Россия переживает экономический кризис, и поэтому остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.
На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:
— была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;
— предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);