Малый бизнес. Перспективы его развития
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Самарский Государственный Университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра Менеджмента
Специальность Менеджмент организации
«Роль малого бизнеса в экономике. Перспективы его развития»
Курсовая работа по дисциплине:
Экономическая теория
Выполнил студент
1 курса, группы 1411
Белозерцев А. А.
______________
Научный руководитель:
Горелова Н. Ю
______________
Работа защищена
«___»__________200_г.
Оценка_________
Зав. каф.
Османкин Н. Н.
______________
Самара 2008
Содержание
Введение
1 Малое предпринимательство в переходной экономике России: состояние и проблемы
1.1 Развитие малого предпринимательства
1.2 Нормативно правовое обеспечение малого предпринимательства
1.3 Проблемы развития малого предпринимательства
2 Развитие перспективных форм малого бизнеса
2.1 Венчурный бизнес, как разновидность предпринимательства в России
2.2 Бизнес – инкубатор
2.3 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социально – экономическая значимость малого предпринимательства уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально развитых странах.
Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.
В Западной Европе малый бизнес занимает важное место в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход особенно важен для России, поскольку значительная часть её населения инертна, так как привыкла работать по найму в стабильных условиях на больших государственных предприятиях. Зато другая, меньшая, часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличить за счет желающих открыть свое дело. Их энергию нужно направить на решение общегосударственных и региональных социально-экономических задач.
Актуальность работы: развитие малого бизнеса является основой решения важной для России социально-экономической задачи – возрождение духа цивилизованного предпринимательства и формирование на его основе среднего класса.
Цель: формирование представления о малом бизнесе, изучение его современного состояния, выявление проблем и перспективных форм развития.
Задачи: изучение специализированной литературы, сбор статистических данных.
1 Малое предпринимательство в переходной экономике России, его развитие, состояние и проблемы
1.1 Развитие малого предпринимательства
Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2003 г. в стране действовало 843 тыс. малых предприятий. А в 2006 году – около миллиона, что показывает увеличение их числа. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2006 года составила 8,8 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2003г., по данным Министерства по налогам и сборам, достигла примерно 5 млн. человек. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 11-12%. в 2006 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили примерно 30 млрд. руб. – в 5 раз больше, чем в 2002 году [10].
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важный сектор экономики пока не оказывает существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта [11].
Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. При этом торгово-посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса.
Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами, испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара и евро по отношению к рублю.
Выделение в качестве отраслевого ядра малого бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития. В оставшейся части малого бизнеса примерно 40% числа предприятий падает на такие перспективные сферы, как наука, научное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.
Именно инновационные и консалтинговые фирмы способны быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу. Их можно рассматривать как второй центр роста этого сектора хозяйства. Пока он сильно уступает по количественным показателям «ядру», однако он имеет больше качественное значение: генерировать и передавать в коммерческое использование новейшие технологии и методы управления, которые могли бы составить стратегическую основу развития малого, среднего и даже крупного бизнеса.
Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. С одной стороны, в России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. С другой стороны, этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. В силу этого инновационный бизнес – пока новинка для российского рынка.
В настоящее время малый бизнес превратился в весьма существенный фактор регионального развития. Накоплен позитивный опыт деятельности малого предпринимательства в отдельных регионах нашей страны, выражающийся в ощутимой отдаче от этого сегмента экономики. Например в Москве малые предприятия обеспечивают до 40% налоговых поступлений в бюджет города.
Распределение малых предприятий по субъектам федерации дает пеструю картину. Лидерами по числу малых предприятий является Москва (20% общероссийского числа) и Санкт - Петербург (12%), т.е. на эти два города приходится практически 1/3 всех российских малых предприятий.
В условиях современной России сложилась разнообразная картина в сфере малого бизнеса. Перед местными органами власти в настоящее время стоит та же задача, что и перед федеральными органами, - создание на местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития предпринимательских начал. От ее успешного решения во многом зависит будущее регионов.
На 2007 год в Америке и Японии малый бизнес составляет порядка 70%, а у нас только 17% (по данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»).
1.2 Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных законом организационно-правовых формах. Система, порядок образования и правовой статус коммерческих организаций закрепляются ГК РФ и специальным законодательством, которое принято и будет еще приниматься в развитие норм Конституции РФ и ГК РФ.
Современное российское предпринимательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность: самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица – особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже к уголовной ответственности.
В соответствии с законодательством РФ могут образовываться два вида товариществ:
Полное товарищество – коммерческая организация, участники которого несут ответственность по его обязательствам своим имуществом (ст.69 ГК РФ). Полное товарищество – это одновременно хозяйственное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Из этого следует, что такое товарищество является договорным объединением, поскольку оно создается и осуществляет деятельность на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества. При регистрации полного товарищества предъявление в регистрационную палату Устава не требуется, так как данный документ не предусмотрен действующим законодательством для коммерческих организаций данного типа.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это смешанный вид коммерческой организации. В нем наряду с полными товарищами есть один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов) (ст. 82 ГК РФ).