Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме
восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят один из двух
наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной
промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация
национального восстановления, в состав которой вошли представители
финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс»,
«Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты,
деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации
национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой
этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной
компании не было, то общество ее товары бойкотировало.
Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела.
Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (минимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.
Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г.Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были
— создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет.
Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги.
Администрация чрезвычайной помощи во главе с советником президента Г.
Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным.
Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.
В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннеси.
Работы были предоставлены 40 тыс. человек. Для трудоустройства безработных на Юге США создавалась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее.
Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: «В историю закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное и далеко идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом».
Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года.
Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений.
Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства.
В то же время профсоюзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкуренции» за рабочими признавалось не только право объединения в профессиональные союзы, но и заключения коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В то же время американские монополии не забывали о своих интересах: они предписывали в кодексах фиксировать уровень зарплаты минимальным, а продолжительность рабочей недели — максимальной. После введения таких кодексов общий уровень зарплаты снизился.
Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.
Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития
«Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась.
Второй важный закон — закон о регулировании сельского хозяйства —
Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:
1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.
2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.6
3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. Казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600тыс.) разорились и были проданы с молотка. Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился.
В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этого
добились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более
8 млн. человек.7 Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие
стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные
круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и
способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях,
где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались
введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло
сплочение всех рабочих организаций и они влились в единый Рабочий альянс
Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.
В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором
этапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынуждено
было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего
класса США следует признать принятие закона Вагнере, билль которого был
вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались
необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через
профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных
договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла
применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во
внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность
рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. рабочему движению.
Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый
несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий
по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет;
оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из
взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения
устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры
и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон
распространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
Рабочее законодательство 30-х гг.
Серьезный. На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы
общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд.
долл., то в 1935 г. — 4,9, а в 1938 г. — еще 5 млрд. долл. Создана новая
Администрация по реализации общественных работ, возглавляемая Г.Гопкинсом.
К началу 1936 г. общественными работами было занято 3,5 млн человек..
В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым
запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального
значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и
максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели
— 44 часа.
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному
фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать
в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в
кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных
площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что
вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь,
наблюдавшихся в 30-е годы.