— бюджетные дотации малообеспеченным слоям населения, что поможет обеспечить им приемлемый уровень жизни;
— создание развитой системы социального страхования (по болезни, безработице и т.п.) и социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение и т.п.) [19].
Концепция социального рыночного хозяйства — это попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и справедливостью. Эта модель рассматривается авторами как «третий путь», пролегающий между капитализмом (XIX — начала ХХ веков) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, эффективному строю в экономике и обществе. Поэтому данная концепция весь послевоенный период была официальной доктриной в ФРГ и лежала в основе экономической системы, которую на практике осуществил путем ряда реформ в 50-е гг. еще один известный немецкий экономист и государственный деятель — Людвиг Эрхард.
Эта модель экономики в ФРГ показала себя настолько успешной, что впоследствии её стали называть в литературе «немецким экономическим чудом». Дополненная лозунгами «благосостояние для всех» и «собственность для всех», эта идея довольно прочно внедрилась в общественное сознание как разновидность теории «народного капитализма». Даже во время кризисов, угрожавших социально-рыночной экономике во второй половине 1948 г., с марта 1949 по март 1950 г. в связи с ростом безработицы Эрхард не изменил экономический курс. Во время «экономического чуда» в Германии с 1950 по 1962 г. реальный рост ВНП составил 232%, в пересчёте на душу населения 230%, реальный объём промышленного производства увеличился на 174%; уровень инфляции в результате рестриктивной политики составил всего 28% (т.е. 2% среднегодовой величины); значительно пополнились валютные и золотые резервы; число занятых увеличилось на 37%, а уровень безработицы упал до 0,7% [12, 53—54].
Осуществлению этого «чуда» в Западной Германии способствовали следующие условия: широкая социальная база для развития свободного предпринимательства, помощь американских оккупационных войск в поддержании политической и социальной стабильности по плану Маршалла, но главное, четко проработанная концепция преобразований в германском обществе, разработанная фрайбургской школой еще в период второй мировой войны [6, 190]. Реформа оказалась успешной в значительной степени потому, что ее проводили сами авторы. Это тот редкий случай, когда создателям теоретической концепции представилась возможность проверить ее на практике.
Эффективная экономическая политика Эрхарда, обеспечившая высокие темпы роста, имела следующие черты:
1. Особая роль государства. В основе хозяйственной системы находится свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но экономический порядок не устанавливается сам по себе, его способно установить государство. Оно должно утвердить правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью.
2. Важной функций государства является выработка и проведение специфической социальной политики. Эта политика направлена на установление экономического, социального и политического порядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены. По мере развития социальная политика выдвигала проблемы обеспечения занятости, преодоления региональных различий в уровнях доходов, более полной социальной обеспеченности, совершенствования форм участия рабочих в управлении предприятиями.
3. Всемерное развитие конкуренции как фактора системы порядка. Для этого необходимы борьба с монополизмом, содействие мелкому и среднему предпринимательству, создание каждому человеку условий для появления способностей и скрытых возможностей. Конкуренция обеспечивает экономический прогресс, рост производительности, является инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования. По убеждению Эрхарда, «подлинное, не подтасованное соревнование представляет собой лучший, самый благотворный принцип отбора» [6, 191].
Таким образом, теория социального рыночного хозяйства предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, трудовых и социальных гарантий, проведения разумной внешней экономической политики.
Социально-рыночная экономика отличается от централизованно управляемой; последняя директивными планами предотвращает общественные и индивидуальные издержки открытой безработицы, переводит безработицу в скрытые и непрямые формы ценой ограничений свободы выбора профессий, работы и местожительства, мобильности населения и потери экономической динамики. В итоге гарантии безработным в социально-рыночных системах выше полностью занятых в централизованно управляемых.
2.2 Критика социального рыночного хозяйства
Критика «капитализма с человеческим лицом» звучит с самых разных позиций. Так, профессор Юнг Чул Пак (Сеульский университет) утверждает, что, «безгранично расширяя систему социальных благ, индустриальные страны далеко отошли от изначальных принципов капитализма, кризис капитализма — это не что иное, как успех, порождающий ужас. Это даже... победа социализма» [9]. Основной причиной безработицы Юнг Чул Пак считает сеть социального обеспечения, которая расширялась с лихолетья Великой депрессии 30-х годов.
Сеульский профессор заключает, что пришедший век станет веком борьбы с социальной политикой, иначе не будет экономического рассвета. В качестве доказательства приводится уровень социальных гарантий в Голландии. На каждого занятого голландца приходится один тунеядец, живущий только на социальное пособие. А это, по мнению профессора, чистой воды рабство. Священная корова социального государства — система социального обеспечения. Каждый, кого врач признаёт физически не способным к труду, может жить на социальное пособие. Для труда забраковывается 15% взрослых голландцев, даже если у них простые боли в спине.
Слабая гибкость рынка труда связывается с социальными правами работников, сложностью увольнения, заменой персонала; а большие компенсации, «отходные» в период финансовых трудностей фирм, сдерживают найм рабочей силы на постоянной основе.
Справедливости ради надо отметить, что в ФРГ в настоящее время предприняты серьёзные шаги к гибкому рынку труда, развитию нетипичных форм занятости. Между тем нельзя не согласиться с тем, что ряд азиатских стран и США расширяют права работодателей; защитные системы, доведённые до абсурда, делают труд для одних невыгодным, а для других — ненужным.
3. Возможности применения неолиберальной теории в России
Возникает вопрос, можно ли повторить подобный успех в России? Вероятно, нет, так как путь каждой страны своеобразен и только собственные усилия на соответствующей социально-экономической базе приведут к положительным изменениям. Эрхард считал именно так и писал: «Если этот немецкий пример должен иметь (значение и за пределами границ современной страны, то только в ром смысле, что он должен показать всему миру, каким благом является свобода человека и свобода экономического развития [17, 153].
В западной литературе используются понятия «социальная рыночная экономика», «экономический порядок» и др. А если к экономике больше применим термин «беспорядок», когда не реализуются упорядочивающие идеи? Можно ли применительно к России говорить об экономическом порядке?
Единый жизненный порядок имеет различные критерии измерения и компоненты: политический, правовой, культурный, социальный и экономический порядки. Применительно к ФРГ отмечается высокая степень совпадения экономического порядка и экономического строя. Под экономическим строем понимается упорядочивающая экономическая концепция, зафиксированная в законодательных нормах. Действительность, реализация экономического строя — экономический порядок.
В России же многие конституционные права сохраняются лишь на бумаге; экономический порядок существенно отличается от экономического строя. Это естественное состояние трансформационных обществ, когда законодательная база подвижна, противоречива и порой отстаёт от хозяйственной практики.
И всё же это не дает права утверждать, что теоретические положения неолиберализма и практические решения социальной рыночной теории не могут быть с пользой перенесены на экономическую почву России.
Заключение
Неолиберализм — направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе соединение принципа саморегулирования экономики с ограниченным государственным регулированием. Следовательно, неолиберализм решает две задачи: с одной стороны, разрабатывать стратегию и тактику государственного воздействия на экономическую жизнь, а с другой — активно защищать основы рыночной экономики от силового, разрушительного вмешательства в нее. Это значит, что неолиберализм сохраняет приверженность принципам экономической свободы и конкуренции, берущим начало от А. Смита, но допускает помощь со стороны государства в регулировании рыночной экономики, что идет от Дж. Кейнса. Однако в неолиберализме в большей мере, чем в кейнсианстве, государственное регулирование сочетается с естественным рыночным механизмом.
Суть теоретических положений экономического неолиберализма можно свести к тому, что неолибералы признают и подчеркивают существование очевидной связи между индивидуальной свободой, частной собственностью и уровнем экономической эффективности данного общества. Они настаивают, что никто не вправе нарушать чужую свободу, в том числе и экономическую.
Неолиберальное направление получило развитие в работах экономистов США, Великобритании и Германии. В состав неолиберализма входит несколько школ: лондонская (Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард), чикагская (М. Фридмен). Наиболее известным из теоретиков неолиберализма является Ойкен (1891-1950), который сыграл значительную роль в формировании неолиберального направления в немецкой экономической мысли. Экономический идеал Ойкена — социально ориентированное свободное рыночное хозяйство, чьими основными принципами являются свобода личности, торговли, предпринимательства, свободное ценообразование, свободная конкуренция. Иными словами, развитое товарно-денежное хозяйство при отсутствии монополий. Роль государства сводится к осуществлению контроля за соблюдением того, чтобы все члены общества строили свою хозяйственную деятельность по существующим правилам и законам. Экономические идеи неолиберализма получили признание и дальнейшее развитие у представителей монетаризма и сторонников теории рациональных ожиданий.
Идеи и положения неолиберализма весьма актуальны и в современных условиях. Будучи сформированным в условиях «сильного государства», склонного к тоталитарному устройству, и «властных частных структур», разрушающих конкуренцию, западногерманский неолиберализм искал и во многом нашел ответ на вопрос: как обеспечить такой хозяйственный и общественный порядок, в котором высшим приоритетом была бы свобода индивида, любая власть была бы ограничена, рынок был бы действительно конкурентным и эффективным, социальные проблемы были бы принципиально решены, а правила хозяйствования и регулирования соблюдались бы всеми.
Социально-рыночная экономика, возникшая из неолиберальных теорий, показала на примере послевоенной Германии свою жизнестойкость и эффективность. Её можно рассматривать как «третий путь», лежавший между «диким» рынком и централизованно регулируемой экономикой. Социально-рыночная экономика — это синтез экономической свободы и социальной справедливости, защищённости. «Рыночное» олицетворяет свободу потребления, свободу владельцев средств производства нанимать рабочую силу, использовать свои предпринимательские способности, капитал и другие факторы производства; выбора рабочего места, торговли и другие «Социальное» означает, что результаты хозяйственного процесса корректируются, ограничиваются рамками социального характера.
Литература
1. Агапов И.И. История экономической мысли. — М., 2002.
2. Афанасьев С.В. Немецкий неолиберализм: истоки, теория и практика // Эл. публ. http://www.vestnik.fa.ru/4(28)2003/8.html
3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. История и современность: Курс лекций. — М., Издательство Бек, 1996.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.—М., Дело Лтд, 1994.
5. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. — М., ЮНИТИ, 1997.
6. Гусейнов Р.М и др. История экономических учений: Учебник. — М, Инфра-М., 2001.
7. Зальцберг Л. Свободная экономика (из опыта Западной Германии). — М., 1998.
8. История экономических учений: современный этап / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М., ИНФРА-М, 1998.
9. Капитализм с человеческим лицом // Российская газета, 1998, 3 апр.
10. Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. — Ростов на Дону, Феникс, 1999.
11. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. — М., Дело, 1993.
12. Менеджмент и рынок: германская модель: Учеб. пособие / Под ред. У. Рора и С. Долгова. — М., Изд-во «БЕК», 1995.
13. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. — М., АО “Финстатинформ”, 1996
14. Социальное рыночное хозяйство Германии / Под ред. А.Ю. Чепуренко. — М., РОССПЭН, 2001.
15. Экономическая история зарубежных стран / Под общ. ред. В.И.Голубовича. — Минск, НКФ "Экоперспектива", 1996.
16. Экономическая теория на пороге ХХI века / Под ред. Ю.М. Осипова и др. — СПб., 1996.
17. Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М., 1991.
18. Ядгаров Я.С. История экономических учений. — М., ИНФРА-М, 1999
19. Ярцева Н.В. Современные концепции экономической мысли: Уч. пособие // Эл. публ. http://irbis.asu.ru/mmc/econ/u_sovrcon/3.2.ru.shtml