Мировые экономические системы
p> КФ национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 г. до 138 в
1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.

Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие в 5060 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.

4. Уровень жизни

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) обстоятельство исключительной важности для
Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в
Швеции самое высокое в мире

Согласно одной из целей шведской модели равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37, 5% доходов, на 20% самых бедных 12%
(для США соответственно 43, 7% и 4, 6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89, 6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии 84, 8%; в
Германии 73%; в Великобритании 70, 5%; в Японии 48, 5%).

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 19811983 гг. сократились. В 19841989 гг. в среднем ежегодно они росли на 2, 2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.


|Показатели|ВВП на |Телефоны |Телевизор|Легковые |Потреблен|Безработи|
| |душу | |ы |автомобил|ие |ца |
| |населения| | |и |Электроэн| |
| | | | | |ергии | |
|Швеция |18876 |890 |393 |420 |17079 |1,6 |
|Германия |18280 |640 |379 |463 |6900 |8,7 |
|Англия |11765 |524 |346 |318 |5477 |8,4 |
|США |18338 |760 |813 |559 |11204 |5,4 |
|Япония |19465 |555 |261 |241 |5733 |2,5 |
|Франция |15818 |608 |332 |394 |5870 |10 |

5. Заключение

Итак, основные цели шведской модели полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство.
Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали.
Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этого в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели полной занятости и равенства видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

II. Экономика Кореи.

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса".
Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в
6070 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название
"Новые индустриальные страны"(New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.
О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту
"историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили
8, 6% в период с 19621988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:
- ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития; благоприятный международный экономический климат

60хпервой половины 70х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов; сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические пре образования в пользу экономического развития;
- относительно малые затраты на содержание военнопромышленного комплекса
(23% против 60-70% северокорейских затрат); ривлечение иностранных капиталовложений как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и

"now how"; этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея.

Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.

О роли государства т. к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи.

Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естествен но в адаптированном к местным условиям виде) в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать