Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.
Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.
Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.
Глава II Шведская модель
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в
шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость
и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.
Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой
государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера
перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как
результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс
социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем
жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие
“шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного
времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование
может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более
полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится
Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с
СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что
усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от
других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной
цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее
сторонник.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет
выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении
длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических
конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных
гарантий для большинства населения. Назовём главные из них: высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер
отношений между разными социальными слоями и группами населения и
политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных
интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые
острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной
экспертизы (кооперационная культура); в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности,
базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на
интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии
государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже
сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-
производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно,
интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых
знаний до их освоения инновационным предпринимательством и
крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный
климат); в социальной области – возрастание среди традиционных факторов
производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения
человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного,
творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции
''человеческого капитала'' и социальной направленности и экономической
стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы
социума шведского типа (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'', хотя и ''продвинутый''.
Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результата перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском ''доме для народа'' высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.
В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не
превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума.
Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время.
Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%.
Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать
полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью
и быстрым ростом производительности труда.
Первая в XX в. реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 1930-е гг. выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций государственного бюджета при усилении социального обеспечения. Швеция первой на Западе перешла на путь развития на основах принципов социального ориентированного рыночного хозяйства.
Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного
хозяйства – Г.Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и
индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении
роста объяснял отсталостью архаичностью общественных структур. Согласно его
концепции экономический кризис, если он принимает затяжной и глубокий
характер, должен служить двигателем изменения всей структуры общественных и
политических отношений, функций политических институтов, как это и
произошло в Швеции в 1930-х гг. и было продолжено в послевоенные годы (1960-
1970-е гг.) Это обеспечило мощный подъем шведской экономики, который
продолжается и поныне. Это потребовало в начале 1990-х гг. некоторой
перенастройки политико-экономического механизма
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и
широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и
использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное
законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен
и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический
юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое
следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой
опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на
несправедливую торговую практику. В предвоенный приод времени применялся
контроль за ценами на аграрную продукцию, в вместе с тем это ограничивало и
рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены
преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через
установление технических нормативов, таможенного и импортного
регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания
приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической
деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за
внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции
в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он
стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и
введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция
инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм.
Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг.,
восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны
внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции – все это
снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В
настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при
помощи антимонопольного законодательства.