С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. В некоторых других странах, главным образом в Восточной Европе, перемены начались даже немного раньше.
Ученые называют это время переходным периодом. Переходной период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течении которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Под исторически непродолжительным периодом времени понимается период в 10-15, максимум 20 лет. Обычно начало трансформации связано с утратой государственной власти прежними коммунистическими партиями, прекращением функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом власти новых, некоммунистических политических сил.
Уже в недрах административно-командной системы на этапе ее разложения
начинают формироваться новые экономические институты, которые вытесняют
старые. Поэтому после смены политического строя те организации, которые
осуществляли функции государственного управления экономикой, просто
прекращают свое существование или распускаются распоряжениями
государственной власти. Одной из основных и относительно простых форм
демонтажа прежней системы выступает либерализация, то есть отмена
ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности
(либерализация цен, внешней торговли).
Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в
Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных
преобразований сменяется, чаще всего под влиянием наростания социально-
экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление
проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к
жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России.
Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных
институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к
подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-
коммунальной и других сферах.
Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.
Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.
Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще слабы и неустойчивы.
Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.
Их пять:
. изменение роли государства;
. макроэкономическая стабилизация;
. приватизация;
. трансформационный спад;
. интеграция в мировое хозяйство.
Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально- регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.
Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.
Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.
1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.
2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.
3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.
4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.
5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.
6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.
7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.
Сущность административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.
Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.
Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в
первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она
сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов
хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам
рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту
(либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции
(либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе
торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной
торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим
лицам.
Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.
Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум четыре основные части:
1)права собственности;
2)контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);
3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;
4)поддержание конкурентной среды.
В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).
Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.
В течении 1992-1996гг этот институциональный вакуум был в основном
заполнен благодаря активной законотворческой деятельности государства.
Особо важную роль сыграли ''экономические статьи Конституции РФ,
Гражданский кодекс, законы о предприятиях и предпринимательской
деятельности, о бюджетном устройстве, о разграничении полномочий в рамках
Федерации. Конечно, на практике законы оказали очень неравнозначное влияние
на положение дел в экономике.
За исторически короткий срок после начала реформ в 1992г российская экономика проделала огромный путь. В России успешно формируются основы рыночной системы.
В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.
Тем не менее уже сегодня изменение характера собственности привело к
важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и
других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно
проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство
экономических организаций:
. руководствуются рыночным принципом максимизации прибы ли;
. свободны и независимы в принятии экономических решений.
В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика
характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием
конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной
системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с
''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной
продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось
на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.
В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние российские предприятия – монополисты.