Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.
ГЛАВА 3. Принятие монополией решения об объеме выпуска и цене товара.
3.1. Монополия и конкуренция.
Теперь мы можем обратиться к изучению процесса принятия монополией решения об объеме производства продукции и установлении цены. Анализ, который я проведу в этом разделе, — отправная точка в изучении вопроса о желательности монополии.
Коренное различие между конкурентной фирмой и монополией заключается в способности монополии определять цену продукции. Масштабы конкурентной фирмы в сравнении с размерами рынка, на котором она функционирует, незначительны, следовательно, она принимает цену на продукцию как данную, определяемую сложившимися на рынке условиями. Напротив, поскольку монополия — единственный поставщик рынка, она имеет возможность изменять цену на продукцию, варьируя объем предложения.
Рассмотрим
кривые спроса, с которым сталкиваются на рынке конкурентная фирма и
монополия. При анализе максимизации прибыли конкурентной фирмы, цена
рынка изображается горизонтальной прямой. Конкурентная фирма может
продать по этой цене столько продукции, сколько она пожелает. В самом деле,
так как продукция фирмы конкурирует с множеством совершенных заменителей
(каковыми являются товары остальных фирм), кривая спроса для каждого
производителя абсолютно эластична (график 2 (а)). Так как монополия —
единственный поставщик на рынке, кривая спроса на предлагаемый товар
— это кривая спроса всего рынка, имеющая отрицательный наклон вследствие
обычных причин (график 2(б)).
|
3.2. Доход монополии и установление монопольной цены.
КОЛИЧЕСТВО
ВОДЫ, В ГАЛЛ.
(Q)
ЦЕНА
В РУБ.
(Р)
ВАЛОВОЙ ДОХОД
В РУБ.
(TR = P*Q)
СРЕДНИЙ ДОХОД
В РУБ..
(AR = TR/Q)
ПРЕДЕЛЬНЫЙ
ДОХОД, В $
(MR = DTR/DQ)
0
11
0
_
_
1
10
10
10
10
2
2
9
18
9
8
3
8
24
8
6
4
7
28
7
4
5
6
30
6
2
6
5
30
5
0
7
4
28
4
-2
8
3
24
3
-4
|
В третьей колонке таблицы приведен валовой доход монополиста, равный произведению объема продукции (из первой колонки) и цены (из второй колонки). В четвертой колонке — его средний доход, то есть доход, получаемый от продажи единицы-продукции. Исчисляется средний доход как отношение валового дохода, взятого в третьей колонке, к объему продаж из первой колонки. Средний доход всегда равен цене товара, что справедливо как для конкурентной фирмы, так и для фирмы-монополиста.
В последней колонке табл. 1 — предельный доход фирмы-монополиста — доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Исчисляется предельный доход как изменение валового дохода при возрастании объема выпуска на единицу. Например, поставка 3 галлонов воды приносит фирме валовой доход в 24 руб. Увеличение объема предложения до 4 галлонов поднимает валовой доход до 28 руб. Следовательно, предельный доход равен 28 руб.—24 руб., то есть 4 руб.
В табл. 1 представлен результат, который существенно важен для понимания поведения монополии: предельный доход монополиста всегда меньше цены его товара. Например, если фирма увеличивает поставку воды с 3 до 4 галлонов, ее валовой доход возрастет только на 4 руб., даже если она сумеет реализовать каждый галлон по 7 руб. Для монополии предельный доход меньше цены потому, что кривая спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон. Чтобы увеличить объем продаж, монополия должна снизить цену на свой товар. Следовательно, чтобы продать четвертый галлон воды, монополист должен удовольствоваться меньшим доходом от первых трех галлонов.