Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

      Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

      Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.






















ГЛАВА 3. Принятие монополией решения об объеме выпуска и цене товара.


3.1. Монополия и конкуренция.

Теперь мы можем обратиться к изучению процесса принятия монополией решения об объеме производства продукции и установлении цены. Анализ, который я проведу в этом разделе, — отправная точка в изучении вопроса о желательности монополии.

Коренное различие между конкурентной фирмой и монополией заключается в способности монополии определять цену продукции. Масштабы конкурентной фирмы в сравнении с размерами рынка, на котором она функционирует, незначи­тельны, следовательно, она принимает цену на продукцию как данную, определяе­мую сложившимися на рынке условиями. Напротив, поскольку монополия — единственный поставщик рынка, она имеет возможность изменять цену на продук­цию, варьируя объем предложения.


            Рассмотрим кривые спроса, с которым сталкиваются на рынке конкурентная фирма и монополия. При анализе максимизации прибыли конкурент­ной фирмы, цена рынка изображается горизонтальной прямой. Конку­рентная фирма может продать по этой цене столько продукции, сколько она пожелает. В самом деле, так как продукция фирмы конкурирует с множеством совер­шенных заменителей (каковыми являются товары остальных фирм), кривая спроса для каждого производителя абсолютно эластична (график  2 (а)). Так как монополия — единственный поставщик на рынке, кривая спроса на предлагаемый товар — это кривая спроса всего рынка, имеющая отрицатель­ный наклон вследствие обычных причин (график 2(б)).






 
Если монополист поднимет цену на предлагаемый товар, покупатели сократят закупки. С другой стороны, уменьшая количество реализуемой продукции, монополист тем самым поднимает цену. Ограничение на возможности монополиста реализовать власть над рынком в форме извлечения дополнительной прибыли накладывает кривая рыночного спроса. Иначе, монополист желал бы назначить высокую цену и продать макси­мально возможный объем продукции. Однако рыночная кривая спроса делает невозможным подобное развитие событий, так как предлагает все возможные для фирмы-монополиста комбинации цены и объема выпуска. Регулирование монопо­листом объема выпуска относительно цены (или, что равносильно, назначаемой цены относительно объема выпуска) позволяет ему оказаться в любой выбранной точке рыночной кривой спроса, но никак не вне ее. Какую же точку на кривой спроса предпочтет монополист? Как и в случае конкурентной фирмы, мы предполагаем, что целью монополиста является макси­мизация прибыли. Так как прибыль фирмы равна разности ее валового дохода и совокупных издержек, следующая наша задача — изучение дохода монополиста.


3.2. Доход монополии и установление монопольной цены.

КОЛИЧЕСТВО

ВОДЫ, В ГАЛЛ.

(Q)

 

ЦЕНА

В РУБ.

(Р)

 

ВАЛОВОЙ ДОХОД

В РУБ.

(TR = P*Q)

 

СРЕДНИЙ ДОХОД

В РУБ..

(AR = TR/Q)

 

ПРЕДЕЛЬНЫЙ

ДОХОД, В $

(MR = DTR/DQ)

 

0

 

11

 

0

 

_

 

_

 

1

 

10

 

10

 

10

 

10

 

2

 

2

 

9

 

18

 

9

 

8

 

3

 

8

 

24

 

8

 

6

 

4

 

7

 

28

 

7

 

4

 

5

 

6

 

30

 

6

 

2

 

6

 

5

 

30

 

5

 

0

 

7

 

4

 

28

 

4

 

-2

 

8

 

3

 

24

 

3

 

-4

 

 

 

 

 

 

 

              Таблица 1.

 
Представьте себе город, в котором воду для потребительских нужд предлагает единственный поставщик. В табл. 1 представлена зависимость дохода монопо­лии от объема поставленной воды.


В третьей колонке таблицы приведен валовой доход монополиста, равный про­изведению объема продукции (из первой колонки) и цены (из второй колонки). В четвертой колонке — его средний доход, то есть доход, получаемый от продажи единицы-продукции. Исчисляется средний доход как отношение валового дохода, взятого в третьей колонке, к объему продаж из первой колонки. Средний доход всегда равен цене товара, что справедливо как для конку­рентной фирмы, так и для фирмы-монополиста.

В последней колонке табл. 1 — предельный доход фирмы-монополиста — доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Исчис­ляется предельный доход как изменение валового дохода при возрастании объема выпуска на единицу. Например, поставка 3 галлонов воды приносит фирме вало­вой доход в 24 руб. Увеличение объема предложения до 4 галлонов поднимает валовой доход до 28 руб. Следовательно, предельный доход равен  28 руб.—24 руб., то есть  4 руб.

В табл. 1 представлен результат, который существенно важен для понимания поведения монополии: предельный доход монополиста всегда меньше цены его товара. Например, если фирма увеличивает поставку воды с 3 до 4 галлонов, ее валовой доход возрастет только на  4 руб., даже если она сумеет реализовать каждый галлон по  7 руб. Для монополии предельный доход меньше цены потому, что кривая спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон. Чтобы увеличить объем продаж, монополия должна снизить цену на свой товар. Следовательно, чтобы про­дать четвертый галлон воды, монополист должен удовольствоваться меньшим до­ходом от первых трех галлонов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать