Монополизм в экономике, его формы и последствия

Возможность перехода от олигополии или иной немонопольной структуры к собственно монополии существует всегда, что обусловле­но тенденцией естественного монополизма. Такая возможность реали­зуется посредством монополистической практики и монополизации экономки. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются различными актами государства, в ряду которых надо выделить законодательство о конкуренции (или о проти­водействии монополизму). История развития рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность возникновения мо­нополий, как правило, не реализуется.

В США, к примеру, крупные олигополистические структуры охва­тывают немногим более 50% валового национального продукта и ме­нее 50% занятых. Подобная картина наблюдается и в западноевропей­ских странах. Такое положение характерно для современного научно-технического развития этих стран. Гибким и мобильным небольшим фирмам удается порой быстрее и с меньшими потерями приспосабли­ваться к изменениям хозяйственной конъюнктуры. Эффект гибкости производства к использованию которого лучше приспособлены мелкие и средние фирмы нередко обеспечивает больший выигрыш, чем эф­фект масштабности и концентрации ресурсов. К тому же небольшие фирмы легче и охотнее идут на риск.

Наряду с этим просматривается и тенденция усиления непосредст­венных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между олиго­полиями и небольшими фирмами. Горизонтальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействия фирм, находящихся на одной стадии производствен­ного процесса и выполняющих разные функции по изготовлению основного продукта (например, субконтрактная кооперация крупных корпораций с мелкими фирмами, выпускающими отдельные узлы, компоненты изделий, сбора которых происходит на заводах головной корпорации).

Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях произ­водственного процесса. Характерным примером таких связей являют­ся отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальней­шую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилиза­цию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а так­же и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наибо­лее   распространенных   форм   вертикальных   взаимосвязей используется система «франчайзинг» – заключение контракта, по ко­торому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов.

Международная монополия – крупная фирма с активами за рубе­жом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанав­ливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяй­ства с целью максимизации прибыли. По своим формам международ­ные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транс­национальные или многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).

Транснациональные тресты и концерны – компании, находящи­еся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международны они по сфере своей деятельности. Ком­пании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.

В отличие от транснациональных монополий хозяевами многона­циональных трестов и концернов являются предприниматели не од­ной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международ­ное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.1


Классификация монополий и их характеристика.

   1) Экономические монополии. Экономические монополии являются наиболее распространенными. Их появление обусловлено экономическими причинами, они развивается на основе закономерностей экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. Экономические монополии в двух случаях. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

   2) Естественные монополии. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

§        Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

§        Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

§        Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.

§        Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

   Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

   Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

   С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

   3) Административные монополии. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

   4) Государственные монополии. В некоторой литературе выделяют государственную монополию. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

   В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать