Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
Отмеченные запаздывания, временные лаги, между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
Встроенные стабилизаторы. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способным непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
[pic]
Рис. Встроенные стабилизаторы: где G — государственные расходы; Т— налоговые поступления
На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.
В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.
График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, то хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало бы дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
3.7. Направления совершенствования налоговой системы.
Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:
• требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;
• необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
• назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний
период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы,
индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией.
Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь в хорошо
отработанной, налаженной налоговой политике.
3.8. Сочетание денежной и фискальной политики.
Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свой бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.
[pic]
Рис. Денежное приспособление фискальной политики
Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.
Итак, при растущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики — это сложный вопрос.
Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому — быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.
Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).
Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики на ключевые переменные. Один из интересных случаев — инвестиционные субсидии, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рис. а(см. ниже)).
Кривая IS (рис. б(см. ниже)) сдвигается на величину роста инвестиций
(рис. а(см. ниже)) (еще действует мультипликатор времени а). Новое
равновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это не
отменяет влияния инвестиционных субсидий.
[pic]
а) Рис. Влияние инвестиций на ВНП. б)
[pic]
Рис. Выбор между денежной и фискальной политикой.
На рисунке показана экономика, первоначально находившаяся в точке Е с
неполной занятостью, а затем, достигающая уровня выпуска продукта у* при
полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать
фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой
ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию
полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2). Можно также
подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо
промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз,
фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки
процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от
E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на
различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст
наибольшую выгоду.
Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов. Они поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и, следовательно, поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов. Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной
политики. К ним можно отнести:
. наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
. административные задержки;
. пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Заключение.
Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришла к
выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов
противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают
дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать
экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели
налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос.
Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать,
посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного
процесса.
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни
страны, государственные расходы играют центральную роль при определении
структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на
величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики
для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для
расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные
расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и
сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика активно используется в целях стаби-
лизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов
применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение
расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить
чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от
друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования
государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя
теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных
средств.
Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное
финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны
хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов,
быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются
обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации
национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный
результат будет благотворным.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование
механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные
темпы экономического роста, возможность использования государством
экономических рычагов регулирования.
Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от
места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформирован-ная и
последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило,
характеризуется достижением макроэкономической стабиль-ности,
сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильности.
Список использованной литературы:
1. Макроэкономика: Учебник. Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во
«ДИС», 1997г.
2. Макроэкономика: И.Р. Бугаян. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
3. Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – М.: «Дело и Сервис»,
2000г.
4. Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – Москва, 1995г.
5. Макроэкономика: Р.Дорнбуш, С.Фишер. – М.: «Инфра». – М., 1997г.
6. Макроэкономика: Эдвин Дж. Долан. – Санкт-Петербург: «Литера плюс»,
1994г.
7. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998г.
8. Финансы: Учебник для вузов. П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой. – М.:
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000г.
9. Финансы: Практ. пособ. Л.А. Ханкевич. – Мн.: «Молодёжное научное общество», 2000г.
10. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. Фишер С., Дорнбуш Р.,
Шмалензи Р. – М.: «Дело ЛТД», 1993г.
-----------------------
Ц е л и ф и с к а л ь н о й п о л и т и к и
Сглаживание колебаний экономического цикла
Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции
Стабилизация темпов экономического роста
Типы фискальной политики
Автоматическая
Дискреционная
ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях
государственных расходов и налогов вводятся автоматически
Сознательное манипулирование налогами и расходами или АКТИВНАЯ фискальная политика
Встроенные стабилизаторы
Изменения в налоговых поступлениях
Пособия по безработице и другие социальные выплаты
Субсидии фермерам