Оффшорная компания может быть создана только иностранным резидентом и не имеет права осуществлять какую-либо производственную деятельность на территории той страны, где она зарегистрирована. Льготный режим предоставляется только для операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте.
Экономический смысл создания такой компании независимо от сферы ее деятельности в том, чтобы включить ее в цепь операций между материнской фирмой (фирмами) и иностранными партнерами и установить в расчетах цены, тарифы на услуги, проценты на кредиты так, чтобы максимум необходимых затрат и минимум прибыли приходился на компании, находящиеся в странах с высоким уровнем налогообложения, а основная прибыль оставалась у оффшорных компаний.
Преимущества создания компаний в оффшорных зонах доступны и используются, в первую очередь, финансовыми группами, активно участвующими в торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе.
Третье направление - тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных не с юридической формой или местом регистрации компании, а с ее производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Финансисты компаний должны блестяще знать и постоянно следить за изменениями государственной системы налоговых стимулов.
Существует сложная система правил ускоренного амортизационного списания основного капитала; нормы разрешенного списания часто изменяются, также изменяются правила реализации скрытых резервов, премии за использование новых технологий и др. Если фирма использует новейшие технологии, готовит кадры, подпадает под разрешенные льготы по амортизационным списаниям, то надо полностью и максимально воспользоваться предоставленными возможностями.
Особые возможности экономии на налогах имеются у фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Государства предоставляют своим экспортерам различные налоговые льготы, например возвращают НДС, стимулируют участие в международных торгах, выставках, ярмарках.
В России также существуют возможности использования льгот по уменьшению базы налогообложения и налоговых ставок. Сюда относятся льготы по ускоренной амортизации основного капитала, за внедрение новой техники и за включение в штат работников представителей некоторых категорий населения.
Четвертое направление - это оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики, которая может обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных ранее налогов.
В государственной экономической политике широко распространены инвестиционные премии, дотации, льготы на финансирование НИОКР, повышение квалификации, социальных, экологических мероприятий. В основном эти льготы предоставляются в рамках государственных отраслевых, региональных, чрезвычайных и среднесрочных общенациональных программ. Если инвестиционная политика компании соответствует целям и условиям государственных программ, то фирма может рассчитывать на снижение налогов (вплоть до освобождения) с инвестируемых средств, отсрочку уплаты налогов, льготные государственные кредиты, субсидии, поручительства. В конце 80-х гг. при вложении капиталов в соответствии с государственной среднесрочной программой в Нидерландах фирма в виде различных льгот могла получить от государства от 25 до 30% инвестируемых средств. В Бразилии такие льготы составляют более 1/3 капиталовложений.
По российским законам при реинвестировании прибыли на техническое
перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы
предприятий освобождаются от налогов. Иногда им выгоднее вкладывать
свободные средства в другие предприятия с целью извлечения прибыли, причем
в виде как долевого участия, так и предоставления краткосрочного кредита.
Государство всегда приветствует вложения в свои ценные бумаги, доход от
которых освобождается от налогов. Государственное стимулирование целевого
использования прибыли открывает широкий простор для деятельности налоговых
советников и специалистов по вопросам инвестирования.
Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относится исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов.
Однако правительства различных государств все активнее сотрудничают между собой в области налоговой политики. Необходимость такого сотрудничества коренится в интенсификации двусторонних и многосторонних хозяйственных связей, развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда стремлении к обеспечению равных условий конкуренции на мировых рынках.
Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности его налогами.
Всемирная торговая организация (ВТО) ограничивает налоговые льготы
для стимулирования экспорта. В частности страны-члены ВТО не могут
освобождать экспортное производство от прямых налогов, и поэтому они должны
находить другие альтернативы для субсидирования экспорта. Некоторые страны
видят их в распространении налоговых льгот на всех производителей вне
зависимости от того, экспортный у них товар или нет. Например, в
Великобритании субсидируют всех производителей через предоставление
специальных скидок при оценке запасов материальных оборотных средств, для
того чтобы уменьшить потери от инфляции и на этой основе повысить
конкурентоспособность своего экспорта.
Другим примером воздействия налогов на международные экономические отношения может служить НДС. Обычно НДС не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует импорту, а т.к. НДС - это косвенный, а не прямой налог, то он не подпадает под ограничения ВТО на прямые экспортные субсидии. В России экспорт в дальнее зарубежье также не облагается НДС.
Классическим примером защиты внутреннего рынка от чрезмерной
иностранной конкуренции является увеличение импортных таможенных пошлин.
Так, в России средний размер этих пошлин был повышен в 1992 - 1995 гг. с 5
до 15% от таможенной стоимости ввозимого товара. Кроме того, эти товары
облагаются НДС и акцизными сборами (если это подакцизные товары).
Все развитые страны обычно облагают налогом доходы, заработанные на
их территории. Многие страны (США, Канада, Япония, Великобритания, а также
Россия) облагают доходы своих физических и юридических лиц, заработанные
ими за рубежом. В результате они могут подвергаться налогообложению как в
своей стране, так и за рубежом, платя налоги на свои доходы по крайней мере
в двух странах. В результате возникает так называемое двойное
налогообложение.
В России налоговые органы засчитывают уплаченные за рубежом российскими физическими и юридическими лицами налоги. Тем не менее Россия имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества.
В интеграционных группировках действует тенденция к сближению
(гармонизации) их налоговых систем. Наиболее активна она в ЕС, где
намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций,
устранено двойное налогообложение прибыли компаний - стран ЕС, получающих
доходы в других странах Союза. Теперь прибыли, переводимые дочерней
компанией материнской, либо не облагаются налогом в стране пребывания
дочерней компании, либо засчитываются при налогообложении материнской
компании. Достигнуто соглашение о единстве основной ставки НДС (15%) и о
введении единых минимальных размеров акцизных сборов. Здесь уже
гармонизированы национальные налоги на выпуск займов (составляют 1-2%) и
отменены сборы с выпуска ценных бумаг. Гармонизация налоговых систем
предполагается и в СНГ.
Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует при этом возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.
При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами.
Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций
(фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой
балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и
использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий,
необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными
органами, ответственными за регулирование экономики.
Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.
Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошлый год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, фактически же эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции.
Налоговая система в России несет на себе отпечаток глубокого
экономического кризиса, сочетающий огромный спад производства и высокую
(хотя и постепенно замедляющуюся) инфляцию. Российская налоговая система
подчинена преимущественно выполнению фискально-перераспределительной
функции. Все прочие задачи, свойственные налоговой системе стран Запада,
особенно стимулирование производства и соблюдение социальной
справедливости, пока остаются на втором плане. Это отражается в таких
фактах, как частота взимания налогов с предприятий и других юридических
лиц, попытки взимать налоги с отгруженной предприятиями продукции
независимо от ее оплаты (что в условиях систематических неплатежей ставит
предприятия в тяжелое финансовое положение (согласно Указа Президента РФ №
685 от 08.05.96г. (в ред.Указа Президента РФ от 24.07.97 № 776)
предлагается вообще ввести следующий порядок: “В целях исчисления и уплаты
налога на прибыль предприятий и организаций плательщики данного налога, за
исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны с 1 января 1998г.
применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при
котором исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг)
производится соответственно с ранее наступившей даты: получения предоплаты
(аванса); отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг.”)),
огромные масштабы укрытия в России доходов от налогов (по оценкам Минфина
РФ - 35 - 40%), что в 2 - 3 раза превышает аналогичные показатели Запада.