Таким образом, в своей работе я показала, что налоговая система России не может быть понята и существовать отдельно от таких понятий и определений как:
1.Налог- это обязательный безвозмездный платеж, осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок.
Функции налогов заключаются в следующем:
a) фискальная функция - состоит в обеспечении поступления необходимых средств в бюджет разных уровней для покрытия государственных расходов;
б) регулирующая функция - ориентирована на отраслевой и народнохозяйственный уровень;
в) стимулирующая функция - учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.
2.Налоговая система- это совокупность всех налогов, пошлин и других обязательных платежей взимаемых в бюджет, а так же совокупность институтов обеспечивающих этот сбор.
Принципы налоговой системы:
а) всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов;
б) стабильность – устойчивость налогов и налоговых ставок во времени;
в) равнонапряженность – взимание налогов по одинаковым принципам для одинаковых плательщиков;
г) обязательность – это принудительность и неизбежность уплаты;
д) социальная справедливость – установление налоговых ставок и иных налоговых льгот таким образом, чтобы все плательщики находились в одинаковых условиях.
3. Налоги и сборы
3.1 Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные
- К федеральным относятся:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог на доходы от биржевой деятельности;
е) государственная пошлина;
ж) гербовый сбор;
И др. поборы государства.
- К региональным относятся:
а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет, городской бюджет и другие по месту нахождения плательщиков;
б) местный доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
- К местным относятся:
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог;
в) курортный сбор;
г) налог на рекламу;
д) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне и др.
3.2 Налоги классифицируются:
а) по способу налогообложения:
- прямые;
- косвенные,
б) по субъекту налогообложения:
- налоги с физических лиц;
- налоги с юридических лиц,
в) по объекту налогообложения:
- налоги с имущества и доходов,
г) по масштабам применения:
- общие налоги;
- специальные,
д) по уровню представления в бюджет:
- федеральные налоги;
- региональные налоги;
- местные.
4. Основные налоги
4.1 Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся. При налогообложении учитывается совокупный доход полученный, как в денежной, так и натуральной форме.
4.2 Налог на прибыль предприятий и организаций – плательщиками являются предприятия и организации, в том числе бюджетные. Объектом обложения является валовая прибыль.
4.3 Налог на добавленную стоимость – исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, используемых на их изготовление. Плательщиками налога являются предприятия и организации не зависимо от форм собственности. Налогооблагаемой базой служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до потребителя.
4.4 Акцизы – является косвенным налогом и оплачивается покупателем. Объектом налогообложения является стоимость подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз.
5. Проблемы правовой базы налоговой системы заключаются в следующем:
а) совершенствование понятийного аппарата;
б) необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам;
в) явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и налогоплательщиков;
г) сложно и слабо разработана система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения.
6. В качестве примера рассмотрим НДС. Этот налог стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Сравним ставку этого налога в других странах:
США – от 3% до 8, 25%, Япония – 3%, Канада – 7,5%, Германия – 14%.
Сравнение позволяет сделать вывод о более фискальной, нежели стимулирующей роли налога на добавленную стоимость в нашей стране (от 10 до 20%).
7. Сегодня ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство. Действующая налоговая система со слабо проработанными теоретическими и экономическими ставками налогов вынуждают вводить новые виды изъятий. Поэтому из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли, поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам. Нестабильность налогов, пересмотр ставок, количество налогов играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
8. Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы:
а) улучшение правовой формы налоговой системы;
б) усовершенствование системы собирания налогов;
в) ввод режима, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим платежи в предшествующем году;
г) принятие налогового кодекса, что улучшит взаимоотношения плательщиков налогов и налоговых органов.
9. Мировой опыт должен использоваться в налоговом законодательстве и налоговой практике, но с учетом различий, связанных с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы и др. Накопленный западными странами опыт применения налоговых систем для обеспечения финансового благополучия и регулирования экономики имеет большое практическое значение. Возможность изучения достижений западной практики в области налогообложения позволяет налоговым служащим знакомится с новыми идеями и укрепляет их уверенность в правильности осуществляемых операций.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации “ (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года). М.: 1997.
2. Налоговый Кодекс. Проект. - Внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания 30 апреля 1997 года.
3. Налоговый кодекс. Части 2-4. КС – « Интернет »: Http // www. Consultant/ru.
4. Налоги РФ. Сборник нормативных документов. Ч. 1-28. – М.: 1997. – 367 с.
5. О внешнеэкономической деятельности: Постановление Государственной думы// Сборник законодательных актов РФ. М.: 1997.
6. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций: Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995г. № 37 // Сборник нормативных актов. – М.: Теис, 1996. – 488с.
7. Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. М.: Сомитек, 1993.
8. Булатова А. С. Экономика. Учебник. М.: Бек, 1995.
9. Бутаков Д.Д. Основы мирового Налогового кодекса // Финансы. 1996.
№8 С. 23-27; № 10. С. 33-36.
10. Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги – 1997.
№ 2. С. 67.
11. Губина И. и др. Сто дней Починка: Экономический анализ – налоги // Эсперт. 1997. № 29.
12. Гуреев В. И. Российское налоговое право. – М., Экономика, 1997. – 383с.
13. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 22-24.
14. Еременко И. П. Декларирование доходов. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 30-31.
15. Камаев В. Д., Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. - М.: 1991.
16. Комардина А.П. Новое в налогообложении доходов физических лиц // Бухгалтерское приложение. Экономика и жизнь. 1997. № 21.
17. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 28-33.
18. Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Бек, 1994.
19. Налоги и налоговое право. Учебное пособие/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М., Аналитика – пресс, 1997. – 600с.
20. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 1996.
21. Пепеляев С. Г. Подоходный налог с физических лиц. // Налоги. - 1996.
№ 1. С. 43-52.
22. Слом В. И. Что есть налоговое законодательство? // Налоги. - 1996.
№ 1. С. 3-6.
23. Миль Д. Основы политической экономии. - М.: 1981.
24. Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. 1997 № 4. С.29.
25. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ,
1997 – 383с.
26. Черника Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 1995.
[1] Введён с 01.01.92
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171
[3] Изменения № 1 к Инструкции ГНС РФ от 22 июля 1996г. № 43 «О порядке исчисления и уплаты акцизов»
[4] Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Изд-во “БЕК”,1994. - С. 52.
[5] например, корпоративные и персональные подоходные налоги, налог на добавленную стоимость, налогообложение в нефтяной и газовой отрасли, международные аспекты налогообложения, отчётность служащих ГНС и аудит в области налогообложения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9