Наука - экономика
1.ВВЕДЕНИЕ
Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных процесса :
n макроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ;
n микроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно хозяйствующих субъектов .
Таким образом микроэкономику в современных условиях можно рассматривать как науку и инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики ведущее место в микроэкономике как науке , занимают следующие основные вопросы:
· исследование факторов производства и их влияния на механизм формирования производственных издержек и себестоимости , прибыли
· исследования стратегии конкуренции в условиях различных типов рынка
· анализ спроса и предложения в условиях различного уровня диверсификации производства и в условиях различных типов рынка
· анализ формирования уровня цен на производимую предприятием продукцию в условиях конкурентного рынка
При этом следует учитывать , что любое управленческое решение на уровне предприятий принимается в условиях ограниченного объема информации и в условиях системы ограничений на используемые предприятием ресурсы .
В основе экономической науки лежит представление о неограниченности потребностей и редкости ресурсов . Поэтому эффективное использование редких ресурсов составляет одну из главных задач экономической системы. Известно , что одной из важнейших характерных черт экономики является непосредственная опора на рыночную систему как на механизм распределения ресурсов . Поэтому главным предметом анализа являются индивидуальные цены и рыночная система . Точнее говоря , основная задача заключается в том , чтобы достаточно полно рассмотреть функционирование и сравнительную эффективность рыночной системы в распределении ресурсов.
Как и любая другая наука , микроэкономика использует определенные методы для определения законов и закономерностей , которые она исследует . Реальная жизнь отличается огромным многообразием различных явлений . Поэтому для нас не всегда будут интересны те или иные факты , не характерные для этого процесса . Учитывая это систематизируются только те стороны , которые составляют суть этого явления. Такой метод называется научной абстракцией . Кроме этого метода применяются и другие:
метод анализа - объект исследования делится на составляющие части , которые изучаются в отдельности;
метод синтеза - информация , характеризующая отдельные объекты исследования , соединяется в единое целое и делаются общие выводы;
функциональный анализ - позволяет вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами;
экономико-математическое моделирование - метод описания любого явления словами , графически , таблично , а также вывод закономерности его появления в математической форме;
а также статистический и динамический анализ , который включает фактор времени .
2.СПРОС (понятие,величина,факторы)
В основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей , представляющих на рынке предложение и спрос .
Человеку свойственно естественное желание потреблять , однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями , которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.
Итак , спрос можно определить как то количество товара , которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени .
Объемом спроса на какой - либо товар называется максимальное количество этого товара , которое согласно купить отдельное лицо , группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях . К числу этих условий относятся : цена данного товара , цены других товаров , величина денежных доходов , вкусы и предпочтения потребителей,
накопленное имущество и другие .
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса .Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой . Понятно , что обычно люди стремятся купить товары подешевле , но это не говорит о том , что они готовы покупать товары менее качественные и только дешевые .
Но какой бы качественный , технически сложный или дорогой товар человек ни покупал , все равно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него . То есть при прочих равных условиях спрос на товар тем больше , чем ниже его цена . Именно эта зависимость называется законом спроса . Эту зависимость можно преобразовать в функцию спроса от цены , если прочие факторы , влияющие на объем спроса , принять за неизменные величины :
Q =f(P )
Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:
1.Табличным
Р цена в |
Q объем |
рублях |
спроса в шт |
5 |
50 |
4 |
60 |
3 |
80 |
2 |
110 |
1 |
160 |
2.Графическим
P
5 d
2
0 50 160 Q
3. Аналитическим
Q =a-b*P (например: Q =7-2P )
Кривая спроса показывает , как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар . Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса .
К числу прочих факторов , определяющих объем спроса , относятся :
· размер дохода потребителя (I)
· вкусы покупателей (T)
· цены на другие товары (P.....P )
· общее число покупателей , размер рынка (Х)
· накопленное имущество (W)
· инфляционные ожидания (IE)
В общем виде функция спроса записывается так :
Q =f(P ,I,T,P ...P ,X,W,IE и т.д.)
Но не всегда этот закон спроса бывает верным . Существуют отклонения от него . Например известен парадокс Гиффена .
Англичанин Роберт Гиффен описал случай , при котором во времена голода спрос на картофель , цена которого существенно поднялась , также возрос . Причина состояла в том , что картофель был продуктом , потребляемым бедняками , и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления , что привело к потреблению лишь картофеля . Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от типичного графика спроса .
P
d
d
0 Q
Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях , когда выпускается новый товар с повышенной ценой . Как правило , прежде чем покупатели разберутся в свойствах нового товара , спрос на него может существенно подскочить , несмотря на высокую цену . Но как только потребители поймут , что по качеству новый товар не лучше прежнего , спрос немедленно вернется на линию d .
Помимо этого принято различать изменение объема спроса и изменение функции спроса . Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях прочих факторов . В таких случаях имеет место движение вдоль линии спроса . Если же изменятся прочие факторы, то произойдет сдвиг линии спроса вправо или влево . Тогда говорят об изменении функции спроса . Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это означает , что в единицу времени большее количество товара по более высокой цене будет востребовано покупателями . И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, то это свидетельствует о том ,что спрос уменьшается .
P
P
d P d
d d
d
0 Q 0 Q Q Q
Также , одному и тому же объему спроса соответствуют разные цены спроса ( Р и Р , соответствующие объему Q).
А теперь рассмотрим неценовые факторы , сдвигающие кривую спроса , более подробно .