Из общего объема перевозок 66,3%, или 20,5 млн тонн составили перевозки нефтепродуктов, объем которых увеличился за год на 1,7 млн тонн, или на 7,2%. Прирост объема перевозок нефтепродуктов получен прежде всего за счет темных нефтепродуктов, доля которых в общем объеме была более 66%.
«Похоже, что экономика России преодолела спад, связанный с переходом на рыночную экономику. Рост экономики опирается в значительной части на вывоз сырья, а также начал возвращаться вывезенный за границу капитал. Россия сама планирует рост объема перевозок, что видно из больших капиталовложений в электрификацию железных дорог и стремления перевозить грузы в тяжеловесных поездах. Мы со своей стороны должны быть готовы принимать эти тяжелые поезда, для чего закупаем уже в настоящем году более мощные локомотивы из США», сказал заместитель исполнительного директора AO EESTI RAUDTEE Рийво Синиярв, комментируя существующую ситуацию.
Директор по маркетингу и грузовым перевозкам АО EESTI RAUDTEE Айн Кальюранд считает основной задачей для компании сохранение существующего объема перевозок и добавляет при этом: «В части определенных групп грузов прогнозы довольно оптимистичны. Мы надеемся также, что унификация внутренних и международных тарифов на железнодорожные перевозки России будет происходить по намеченной программе»/5/.
Прежние достижения АО Eesti Raudtee составляют превосходную основу для дальнейшего развития Эстонской железной дороги в дорогу действительно мирового класса. Применяя практику управления, испытанную на железной дороге, входящей в частный сектор, станет возможным улучшить ассортимент и качество предлагаемых услуг. Взяв на вооружение лучший международный опыт в области производства и маркетинга, программы обучения, интенсивно инвестируя в локомотивы, инфраструктуру и инфотехнологию, Эстонская железная дорога сможет повысить свою конкурентоспособность /50/.
Интересно, что общая протяженность железных дорог Эстонии – 1026 км. Протяженность находящихся в пользовании АО Eesti Raudtee линий шириной колеи 1520 и 1524 мм – 699,4 км, в том числе двухпутные линии составляют 104,9 км, электрифицированные линии – 131,6 км, линии с автоматической блокировкой – 502,8 км. Развернутая длина сети 1336,4 км.
Эстонская железная дорога граничит с Октябрьской железной дорогой МПС России на стыковые пункты Нарва и Печоры и с Латвийской железной дорогой - стыковой пункт Валга. Обслуживает морские порты Таллинна, Мууга и Палдиски. Крупнейшие станции – Таллинн, Мууга, Маарду, Тапа, Тарту, Палдиски, Нарва /9/.
Морские порты
Подведенные показатели работы портов Балтийского моря свидетельствуют, что грузооборот в портах растет уже не так быстро, хотя тенденция роста грузооборота сохраняется. Вентспилский порт все еще перегружает больше всех грузов на восточном и северо-восточном прибережье Балтийского моря, но порты Санкт-Петербурга и Таллинна постепенно увеличивают обороты. В этом году увеличили грузооборот на 30% и 23% соответственно.
Успехи порта Санкт-Петербурга объясняются политикой России – направлять грузы через свои порты. В прошлом году в порту Санкт-Петербурга увеличились объемы перегрузки практически по всем видам грузов.
В свою очередь в Таллиннском порту в этом году удалось значительно – почти на 30% - увеличить объем перегрузки нефтепродуктов. По объему перегрузки нефтепродуктов Таллиннский порт в 1999 году обогнал даже Вентспилс. Для портов Латвии это был тяжелый год. Особенно плохими были октябрь и ноябрь 1999 года, но в декабре объемы грузов восстановились в предыдущих объемах, что позволяет с большими надеждами смотреть в будущее. На показатели Латвийских портов в прошлом году оказали влияние низкие объемы перегрузки нефти в Вентспилском порту в конце года, а также снижение объемов перегрузки металлов и контейнеров.
Неизменным лидером по объему перегружаемых разливных грузов является Вентспилс, который своего ближайшего соперника – Таллинн – обошел почти на 10млн.тонн. Но, если в прошлом году в Вентспилсе этих грузов стало меньше, то в остальных портах объемы перегружаемых разливных грузов увеличились. После окончания реконструкции терминала в Клайпедском порту объем перегружаемых разливных грузов вырос на 66%, в том числе нефтепродуктов – на 72%. В свою очередь в Таллиннском порту объем разливных грузов вырос на 30% /30/.
Нефтепровод
Одним из ведущих предприятий, осуществляющих транспортировку нефти по нефтепроводам, является ONAIKO Eesti.
Оборот ONAKO Eesti за первый год
деятельности составил 540 миллионов крон. В следующем, 1999, году оборот
составил 663 миллиона крон, а в 2000 году уже 965 миллионов крон. В 1999 году
фирмой было агентировано 688 000 тонн нефти и 100 000 тонн нефтепродуктов, в
2000 году общий объем транзита составил 1,06 миллиона тонн. К концу 2003 года
планируется достичь стабильного объема перевозок в размере 1,5 миллиона тонн в
год /42/.
3. Общая экономическая ситуация в Эстонии
3.1. Текущее состояние нефтяного рынка Эстонии
В целом нефтяной рынок в Эстонии отличается большими оборотами нефтетоваров и денежных средств. Ведущую роль на нефтяном рынке Эстонии играют такие компании, как ONAKO Eesti и АО "Пактерминал.
Onako Eesti
Onako Eesti обслуживает поставки нефти компании ТНК на западные рынки. Предприятия группы ONAKO Eesti AS – среди самых успешных.
В 1999 году фирмой было агентировано 688 000 тонн нефти и 100 000 тонн нефтепродуктов, в 2000 году общий объем транзита составил 1,06 миллиона тонн. К концу 2003 года планируется достичь стабильного объема перевозок в размере 1,5 миллиона тонн в год.
АО "Пактерминал"
Возможности терминала, система его руководства и способы оперирования разработаны таким образом, чтобы пропускная способность терминала ни при каких условиях не изменялась.
Работу терминала характеризуют высокий уровень точности, надежности и эффективности.
Более того, независимые сурвейоры, представляющие интересы пользователей терминалом, находятся постоянно на территории терминала для контроля качества всех операций.
Читатели журнала Business Central Europe избрали в 1999 году АО "Пактерминал" лучшим предприятием в странах Балтии, а Ааду Луукаса – лучшим руководителем предприятия среди трех прибалтийских государств.
Отличительной чертой нефтяного рынка Эстонии является дорогая цена дизельного топлива, который в других европейских странах стоит дешевле бензина.
Работающие в Эстонии крупные фирмы-перекупщики предлагают товар по одной цене. Так, литовская ''Мажейкю нафта'', по словам руководителя отдела по связям с общественностью Тадаса Аугустаускаса, сегодня вообще не продает в Эстонию дизельное топливо, поскольку не производит зимний дизель по эстонским стандартам. 'Такое топливо стоит дороже, и везут его в Эстонию из Киришей. Высокая стоимость дизеля в Эстонии объясняется также приближением зимнего периодом, когда этот вид топлива дорожает. Летом же цены падают в среднем на 15% (в зависимости от конъюнктуры рынка), и его эстонские фирмы в Литве покупать будут.
Согласно информации коммерческого отдела Lukoil Eesti, зимний дизель по эстонским стандартам мало кто производит, потому он и стоит дороже. Его изготовление требует специальной технологии, которую присадками не заменить. Если же дизтопливо покупается, например, у литовского производителя, или к российскому дизелю добавляют присадки, значит, продукт был куплен дешевле, стандартам не соответствует, хотя и продается по дорогой цене.
3.2. Эстония в сфере международных отношений
Длительный отрыв экономики Эстонии от системы рыночных отношений, в рамках которой лишь внешнеэкономические связи напрямую соприкасались с рынком, в значительной степени предопределил изначально опережающий характер преобразований во внешней сфере. Реформа началась именно с «открывания» экономики, а не с действительного движения к рынку. Реальные экономические отношения стали складываться у предприятий не между собой, а с зарубежными партнерами. Мировой рынок восполнял отсутствие национального. Тем самым был обозначен курс не столько на интегрирование в мировую экономику, сколько на «растворение» в ней.
Сегодня Эстония на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятельных международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, негосударственными и неправительственными организациями. Эстония стоит на первом месте среди всех восточно-европейских стран по использованию сети Интернет и впереди в этом более половины западно-европейских стран. На таком же уровне, как Германия. Такая же картина и с использованием мобильных телефонов. Эстония тотально трансформировалась по сравнению с тем, что было восемь лет назад. Главное движение - это движение в направлении Евросоюза, законодательство которого страна перенимает. В конце прошлого года Эстония заняла первое место на душу населения по иностранным инвестициям, обогнав Венгрию, с которой по этому показателю постоянно соревновались. Если сравнивать страну с другими государствами посткоммунистического блока, то Эстония в этом смысле имеет большой успех.
В основе формирования внешнеполитических и внешнеэкономических связей Эстония придерживается выработанных еще в первые годы своей независимости следующих основополагающих принципов:
Во-первых, верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов;
Во-вторых, равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других государств;
В-третьих, открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности;
В-четвертых, приоритет норм международного права перед внутригосударственным;
В-пятых, развитие внешних связей как на основе двухсторонних, так и многосторонних соглашений.
Составной частью интеграции в мировое сообщество является развитие связей с различными региональными объединениями государств. Эстония плодотворно сотрудничает с такими региональными международными организациями, как ОБСЕ, ЭКО, ОИК и другие. Во внешней политике Эстония преследует две основные цели: скорейшее вступление в Евросоюз и НАТО. Первая и главная из этих целей - Евросоюз. В рамках подготовки к вступлению Эстонии в НАТО планируется повышение расходов на оборону до 2%. Эстония стремится создать небольшую, но эффективную армию, которая подходила бы к НАТО.
Европейское направление внешней политики значительно расширилось — оно включает как сотрудничество с отдельными европейскими странами, так и в целом Европейский континент, на котором успешно осуществляется своя региональная, европейская интеграция.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9