3,08
4,43
5,16
6,05
сельское хозяйство
0,07
0,07
0,11
0,09
0,10
строительство
1,00
1
1,3
1,72
2,22
транспорт
0,26
0,195
0,26
0,35
0,38
связь
0,03
0,07
0,08
0,09
0,10
торговля и общественное питание
0,75
1,04
1,22
1,78
3,90
наука и научное обслуживание
0,03
0,047
0,15
0,13
0,15
Объем
инвестиций в предприятия малого
бизнеса, всего, млн. руб.
37,20
52,87
234,67
220,3
247,0
В Мурманской области созданы условия для предпринимательской деятельности, которые, по данным статистики и социологических опросов, оцениваются как удовлетворительные. Основные цели утвержденной постановлением Мурманской областной Думы от 13.04.2000 N 740 "Программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000 - 2004 годы" были достигнуты. Произошло повышение социально-экономической эффективности малых предприятий, выросла численность и уровень доходов работников малых предприятий, увеличилась доля малого предпринимательства в формировании регионального валового продукта. Накоплен положительный опыт управления социально-экономическими процессами в предпринимательстве. В Мурманской области в 2000 - 2004 годах сформированы основы правовой среды, обеспечивающей предпринимательскую деятельность. Усилиями Федеральной службы занятости населения, Северной торгово-промышленной палаты, органами местного самоуправления были заложены основы региональной информационной, консалтинговой, образовательной и других элементов системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Государственным фондом развития малого предпринимательства и органами местного самоуправления была создана система микрокредитования в г. Апатиты, Мончегорске, Полярные Зори. Органами государственной власти принимались меры по поддержке жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера.
В развитии малого предпринимательства в 2005 - 2008 годы необходимо закрепить позитивные тенденции предшествующих лет и сосредоточиться на имеющихся проблемах и нерешенных задачах.
Усилия предпринимательских объединений, органов исполнительной власти и местного самоуправления в ближайшие четыре года должны быть направлены на развитие внутреннего рынка услуг, углубление межхозяйственной кооперации и интеграции малых предприятий области в рыночные отношения в Северо-западном Федеральном округе (СЗФО) и приграничное сотрудничество в рамках Баренцева Евро-Арктического Региона (БЕАР). Экономические прогнозы позволяют сделать вывод о том, что предпринимательский вклад в развитие экономики Мурманской области можно значительно увеличить: ежегодный объем производства товаров и услуг - с 13,9 млрд. рублей в 2004 году до 25,4 млрд. рублей к 2009 году, сумму поступлений в бюджеты от уплаты налогов довести с 1,3 млрд. рублей до 2 млрд. рублей в год, занятость в малом предпринимательстве довести до 86 тыс. человек, что составит 27 % от общей численности занятых.
К нерешенным задачам по-прежнему относится проведение целенаправленной государственной поддержки мелких товаропроизводителей в пищевой, аграрно-промышленной, рыбной и лесной отраслях. Это особенно актуально в социальном отношении, для обеспечения занятости и сохранения и поддержания жизнеспособности отдаленных населенных пунктов Кольского полуострова и Терского побережья. Сохраняется большая дифференциация по количеству малых предприятий на 1000 человек населения в различных городах и населенных пунктах области. Налоговые поступления от малого бизнеса колеблются в муниципальных образованиях области от 3 процентов (в Печенгском районе) до 17 процентов (в г. Апатиты) доходов местных бюджетов. Слабо развивается предпринимательство в населенных пунктах Ковдорского и Оленегорского районов. Для решения этих задач необходимо предусмотреть участие малого предпринимательства в развитии туризма, прибрежного рыболовства и искусственного выращивания гидробионтов, переработке дикорастущих ягод и грибов, производстве продукции оленеводства, восстановлении народных промыслов. Необходимо обеспечить рост производства малых предприятий в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление, расширить ассортимент, увеличить выпуск качественных продуктов питания.
Серьезной проблемой для развития малого предпринимательства остается получение кредитных ресурсов для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Не представляется возможным снизить риски за счет предоставления таким предприятиям бюджетных гарантий и кредитов: требования Бюджетного кодекса по залоговому обеспечению столь же высокие, как и в банковском секторе. Кроме того, процедура принятия бюджета и решения по финансовой поддержке конкретного предприятия длится около года, тогда как большинство проектов субъектов малого предпринимательства сохраняет свою актуальность не более 2 - 3 месяцев. Для решения этой проблемы необходимо использовать механизмы предоставления субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, развивать небанковскую и внебюджетную региональную кредитно-заемную систему и сеть микрокредитования. Учитывая, что из-за дополнительных издержек, связанных с условиями Крайнего Севера, уровень рентабельности производства малых предприятий области существенно ниже чем в среднем по СЗФО (соответственно 3,7 процента и 10,4 процента), в Мурманской области необходимы дополнительные меры протекционизма и поддержки развития малого предпринимательства, в том числе за счет изменений в федеральном законодательстве о порядке предоставления трудовых, пенсионных и других социальных льгот гражданам.
Сдерживающим развитие предпринимательства фактором является необоснованное различие оплаты труда и слабая социальная защищенность как предпринимателей, так и наемных работников. В городах Мурманской области более 30 процентов объектов мелкой розничной торговли не соответствуют установленным федеральным законодательством медико-санитарных требованиям. На многих малых предприятиях не обеспечены нормы безопасности труда. Постоянного внимания требуют вопросы обеспечения высокого уровня качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, соблюдения экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных и других нормативных требований.
Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реформирование которого будет происходить в ближайшие годы. На деятельности малого бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и помещений, что требует гибкой тарифной политики в отношении предприятий монополистов всех форм собственности. Развитие инновационного и экологического предпринимательства сдерживается неразвитостью региональной инфраструктуры. Остается слабо востребованным высокий научный потенциал региона, поэтому необходимо систематизировать работу по инновационным направлениям малого бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого бизнеса - вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Социологические опросы общественного мнения фиксируют застаревшие "болевые точки": региональная и местная власть не уделяет должного внимания созданию благоприятного делового климата, недостаточно помогает развитию предпринимательства. Медленно сокращается число обращений предпринимателей по поводу так называемых "административных барьеров". При открытии нового производства или торговой точки требования "согласующих" органов нередко выходят за всякие разумные пределы, предпринимателям навязывается "долевое" участие в развитии инженерных сетей муниципальных образований, "спонсорстве мероприятий", другие формы обременения, отчего теряется экономический смысл создания нового производства.
Все эти проблемы требуют программного решения, объединяющего ресурсы и координирующего усилия предпринимателей и их объединений с действиями органов власти и местного самоуправления.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является увеличение вклада малого предпринимательства в экономику Мурманской области и повышение социальной ответственности бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Организационно-правовое обеспечение эффективной экономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
2. Содействие продвижению товаров и услуг субъектов малого предпринимательства на региональные, межрегиональные и международные рынки.
3. Развитие инновационной инфраструктуры и информационное обеспечение предпринимательской деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11