Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и качественной скачкообразности общественного развития, выражающейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывности его количественных изменений и их накопление. Количественная непрерывность производства выступает как расширенное воспроизводство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить непрерывность своего производства означает конец ее развития и существования. Непрерывность истории - это непрерывность производства, которая не исключает, а предполагает прерывность производства отживающих общественных систем, на смену которым приходят другие. Непрерывность общественного производства, его совпадение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также как общество не может перестать потреблять, так не может оно перестать производить. Поэтому всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства - вторая (количественная) характеристика целостности общественного производства.
Целостность производства как воспроизводства выступает системным единством четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют "собственные моменты" производства и выступают как "части единого целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и абстрактное определение системной структуры общественного производства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потребление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма развития общества.
Непрерывность воспроизводства порождена совпадением производства и потребления: "производство есть потребление, потребление есть производство". Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат "процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата". Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.
Системная структура общественного производства принимает таким образом более конкретный вид: 1. Производство результатов; 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребление предпосылок.
Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый продукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество..."
Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообразие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой его компонент - тоже продукт производства, который не является монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов требует потребления других предпосылок. Единственным основанием выделения классов общественного продукта может быть только признак "необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводства"[7]. Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо отсутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроизводства невозможной: материальные блага в составе средств производства и предметов потребления (для краткости вещи); общественные отношения и их организационные формы (для краткости организации), общественное сознание, выраженное как информация (для краткости информация); население, люди, человек (для краткости люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоотражают друг друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом[8].
Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид:
1. Производство результатов (вещей, организаций, информации, людей);
2. Распределение результатов;
3. Обмен результатов (вещей);
4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).
Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая - сфера материального производства, результат которого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, результат которого - организации, организованные общественные отношения. Третья - сфера духовного производства, результат которого - информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая - сфера производства человека, результат которого - люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.
Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалектическое противоречие между материальной и социальной сферами общественного производства, где первая определяет вторые (основной социологический закон), а вторые создают все необходимые социальные условия для производства материальных благ (вещей) из материала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует мере и уровню первой.
Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок, поскольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части, что выражается следующей продуктовой матрицей:
В1 В2 В3 В4, где В-вещи = В1 + В2 + В3 + В4,
О1 О2 О3 О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,
И1 И2 И3 И4, где И-информация = И1 + И2 + И3 + И4,
Л1 Л2 Л3 Л4, где Л-люди = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.
(Примечание: в матрице 4х4 строки выражают результаты сфер производства по буквенному обозначению, а столбцы - их предпосылки - по цифровому обозначению).
Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общественного производства осуществляется на пути рассмотрения многообразных исторических проявлений и уровней развития средств производства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной формации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.
3. Объективные условия и противоречия экономического развития.
Важно заметить, что выбор подходящих производственных возможностей осуществляется неоднозначно в разные периоды экономического развития.
При периодизации экономической истории требуется определить, каков должен быть критерий, отделяющий одну эпоху хозяйственного прогресса от другой.
Таким критерием являются грандиозные технические революции, поднимающие человечество на более высокие ступени покорения сил природы. Каждая революция коренным образом меняет тип средств труда, вызывает перемены в общественном разделении труда и создает новую сферу экономики. Затем наступают большие социально-экономические последствия, включая переход к совершенно иным видам потребностей и способам их удовлетворения.
За весь путь экономического развития произошли три гигантские революции в производстве, породившие соответственно три эпохи в экономике. Своеобразной точкой отсчета принято считать высокоразвитое индустриальное (промышленное) производство, которое заняло центральное место в истории и дало производные названия другим эпохам. Выделяют соответственно доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную стадии производства.
Изначально первобытная община не имела регулярно налаженного производства. Средства существования добывались преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Для охоты и рыболовства изготавливались примитивные орудия – необработанные и обработанные камни, палки, кости убитых животных.
Собирательство плодов природы привело к двум великим открытиям, ознаменовавшим аграрную революцию – земледелию (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручение диких животных и разведение их как домашних животных). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от наличия готовых продуктов природы. Производство с самого начала опиралось на достижения неолитической революции: в эпоху нового каменного века появились нужные для хозяйствования кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо). Благодаря труду, особенно за счет создания орудий производства, человек окончательно выделился из мира животных.
Кардинальные перемены в материальной культуре вызвали более быстрое развитие домашнего ремесла. Изготовление различных изделий из камня, дерева, металла, глиняной посуды и др. можно считать задатками промышленной деятельности. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки. Все это благоприятствовало резкому увеличению численности населения – произошел так называемый первый демографический взрыв: в эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое.