Общая характеристика воспроизводства

В Старом Свете древнейшие  земледельчески-скотоводческие культуры на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются восьмым-седьмым тысячелетиями до н.э. В Новом Свете неолитическая культура земледельцев возникла в пятом-втором тысячелетии до н.э. Этим было положено начало самой длительной эпохи экономического развития.

Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:

       преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);

       подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством;

        в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);

        в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);

        в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном состоянии.

Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения. Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику прокормить не более двух человек.

Рост населения Земли и повышение уровня его потребностей пришли в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, которые свойственны производству с применением ручного труда. Такое противоречие было преодолено лишь в результате промышленного переворота, который начался в Англии в 60-е годы 18в. и завершился в Западной Европе и США в 50-60-е годы 19в[9]. Существо промышленной революции состоит в широкомасштабной замене ручного труда машинами.

Индустриальная стадия производства имеет следующие особенности:

       главной является вторичная сфера экономики – машинизированное промышленное производство;

       промышленность по своему образу и подобию – на основе машинной техники – преобразует другие важнейшие  отрасли производства (сельское хозяйство, строительство, транспорт);

       основная масса трудящихся является работниками индустриальных отраслей хозяйства (например, в Великобритании уже в середине 40-х годов 19в. три четверти населения составили фабрично-заводские рабочие);

       резко ускоряется развитие разделения труда в обществе (в промышленности насчитывается несколько сотен отраслей, подотраслей и крупных видов производства). Вследствие этого развиваются более сложные формы организации экономики (товарно-рыночное хозяйство);

     происходит быстрая урбанизация (лат. – городской) населения: в городах проживает до двух третей всех жителей;

     мощный рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяют удовлетворять достаточно широкий спектр материальных и культурных потребностей.

С индустриальной стадией экономики связан второй демографический взрыв. Численность населения мира за три четверти столетия (1650 – 1974г.г.) возросла в 7раз (в 1650г. на нашей планете жило 650 млн. человек). При этом для его начального удвоения потребовалось почти 200 лет, для второго – менее 100 лет, последнее удвоение (несмотря на отрицательные последствия второй мировой войны) произошло всего за 50лет[10].

В такой демографической обстановке особенно важно обеспечить реальное удовлетворение потребностей по горизонтали: действительные потребности должны распространяться среди все большего числа жителей каждой индустриально развитой страны. Вместе с тем прогресс техники и разделения труда вызывает массовое движение потребностей по-вертикали (от низшего уровня к более высоким).

Однако достижения индустриальной экономики явно недостаточны для современного этапа динамики потребностей и потребления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым – в количественном и качественном отношениях – уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе  начавшейся в 40-50г.г. грандиозной научно-технической революции, которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития.

Постиндустриальная стадия производства, ведущая к информационному обществу, отличается следующими признаками:

      наибольшее развитие получает третичная сфера экономики – сфера услуг, где занято 50-70% всех работников;

      наука становится непосредственной производительной силой, на основе ее достижений производство впервые создает продукты, которых не существует в природе;

      во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники, что позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;

      на предприятиях быстро повышается роль научных работников и высококвалифицированных специалистов;

      совершается переход к “высоким технологиям”, которые сберегают все виды ресурсов и надежно обеспечивают высокое качество изделий;

      экономика способна обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить реализацию запросов более высокого порядка.

На высшую ступень развития производства и потребностей перешли США, Канада, Япония, государства Западной Европы и некоторые другие страны. Об этом свидетельствуют, в частности, статистические данные о структуре занятости трудоспособного населения. В наиболее развитых странах значительно возросла выработка тружеников в традиционных сферах экономики (сельское хозяйство, промышленность), что позволило сократить в них занятость, а подавляющей части трудовых ресурсов перейти в сферу услуг.


Заключение.


Итак, в заключение работы сделаем некоторые выводы:

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

Производство включает в себя три разнородных фактора.

Первый фактор – субъективный, человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Отсюда первой созидающей силой является труд. Труд в материальном производстве – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. В своей деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместный труд.

Второй фактор – вещественный – средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага. В состав труда входят естественные условия производственного процесса, например, вода, используемая для хозяйственных целей, и техника – искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. п.).

Третий фактор  - тоже вещественный – предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек подвергает обработке с помощью средств труда. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг, то это – воспроизводство. Воспроизводственный процесс бывает двух видов: простой и расширенный.

Простое воспроизводство – это непрерывное повторение созидательной деятельности при котором масштабы производства, величина создаваемого продукта и размер действующего капитала (производственных фондов) остаются неизменными.

Расширенное воспроизводство - означает такое увеличение размеров капитала, которое ведет к росту масштабов производства, а тем самым к приумножению количества создаваемых благ.


Использованная литература.


1.        Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.

2.        Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества. - Казань, 1990 г.

3.        Дудченко Н.А.  Общественное производство: структура и факторы развития. - Киев, 1991 г.

4.        Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. “МГТУ” М. 1999.

5.        Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М,1999.

6.        Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. М. Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой.

7.        Маркс К. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 12.

8.        Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.

9.        Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46.

10.   Сущность и структура общественного производства. - М.: 1990 г.

11.   Экономика.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993.

12.   Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 1993.

13.   Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. Камаева. - М.: Владос, 2000.





[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46. – с. 222


[2] Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000 – с. 18.

[3] Экономика.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993.

[4] Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. “МГТУ” М. 1999.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.191

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.192


[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. – с. 191.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. с. 191-192.

[9] Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М,1999.

[10] Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М,1999.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать