Оценка нематериальных активов: проблемы и основные пути их решения

К таким изделиям относятся:

- объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;

- печатная продукция;

- объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ;

- изделия, противоречащие общественным интереса, принципам гуманности и морали.

Патент на  промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5 лет.

Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составляющих частей. Отличительные признаки полезной  модели – новизна и промышленная применимость (п.3 ст.1000 Гражданского Кодекса РБ). Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого Патентным отделом на срок до 10 лет.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (Закон РБ от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания»). Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном указанным Законом. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением. Понятие «географическое указание» включает понятия:

- «наименование места происхождения товара» - название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов;

- «указание происхождения товара» - обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара (пп.1-3 ст.1024 Гражданского Кодекса РБ).

Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица. Оно регистрируется при государственной регистрации юридического лица и действует во время его существования (п.1 ст.1013 Гражданского Кодекса РБ). Наименования некоммерческих организации, унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны включать и характер деятельности юридического лица. Кроме того, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, должна иметь фирменное наименование, на которое с момента регистрации в установленном порядке она приобретает исключительное право использования. Лица, использующие фирменное наименование без согласия его владельца, обязаны прекратить использование по требованию обладателя права на данное наименование и возместить причиненные убытки.

Правовой формой использования товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования является лицензионный договор.

Ноу-хау – информация технического, организационного, служебного характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицом. К этой информации нет свободного доступа на законном основании; и обладатель информации принимает меры к охране ее конфедициальности (п.1.9 Методических рекомендаций по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденных приказом Государственного патентного комитета 17.04.1998 № 20, Минэкономики 18.05.1998 № 41, Минфином 20.04.1998 № 109, Госкомитетом по науке и технологиям 22.04.1998 № 75).

В отличии от других объектов промышленной собственности ноу-хау не подлежит регистрации, а охраняется путем запрета на ее разглашение для лиц, имеющих доступ к этой информации.

По договору о передачи ноу-хау передается само ноу-хау, а не право пользования им. Обязательными элементами договора о передаче ноу-хау является описание всех признаков передаваемого объекта, меры по охране конфедициальности и содействие в практической осуществимости ноу-хау.


1.2.Роль и место интеллектуальной промышленной собственности

в эффективном развитии предприятия.


Хозяйствующему субъекту любой формы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынке продукции (услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические основы отношений с партнерами.

Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции на внешних и внутренних рынках.

Практическое же использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность современному предприятию (фирме):

- изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;

- экономически эффективно и рационально использовать незадействованные и лежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагают многие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.

Процесс коммерциализации инновационной сферы условно можно свести к следующим стадиям:

Первая стадия - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.

Вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы».

Третья стадия коммерциализации нематериальных активов заключается:

- в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;

-в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;

- в умении рекламировать их;

- в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.

Интеллектуальная собственность  является  объектом собственности, которым   можно  не  только  владеть,   пользоваться  и распоряжаться,   но    и  (при  правильном   документальном  оформлении) использовать    в   уставном   фонде  и  в   хозяйственной  деятельности предприятия в качестве нематериальных активов.

Использование интеллектуальной собственности в уставном фонде позволяет предприятию и авторам - создателям интеллектуальной собственности получить следующие практические преимущества:

-    сформировать  значительный  по   размерам  уставный  фонд  без отвлечения  денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и  инвестициям   (интеллектуальную собственность можно  использовать  наравне  с другим имуществом предприятия в качестве объекта залога при получении кредитов);

-   амортизировать  интеллектуальную собственность в  уставном фонде и заместить интеллектуальную собственность реальными денежными   средствами  (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях включаются в себестоимость продукции (не облагаются налогом на прибыль);

-  авторам  и предприятиям - владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.

Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности позволит:

-   документально  подтвердить  права   собственности  и  поставить объекты   интеллектуальной собственности  на  баланс  в  качестве   имущества  предприятия. Это дает возможность  производить амортизацию интеллектуальной собственности и образовывать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции;

- получить    дополнительные   доходы   за    передачу   прав  на использование    объектов   интеллектуальной собственности,   а   также    обеспечить   обоснованное регулирование   расценок   на    продукцию  инновационной   деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на использование интеллектуальной собственности;

- выплачивать авторское вознаграждение физическим лицам (авторам) минуя  фонд  оплаты  труда  с   включением  затрат в себестоимость (без традиционных  отчислений  в  страховые   и иные фонды и без ограничения размеров    выплат   с   отнесением    затрат   на   выплату   авторского вознаграждения на статью себестоимости продукции - "прочие расходы").

Кроме   этого  документальное  подтверждение   прав собственности и прав  на   использование  интеллектуальной собственности,  а  также   получение официальных охранных документов   позволяет  обеспечить  реальный   контроль за долей рынка и возможность   законного  преследования   недобросовестных  конкурентов и "пиратов" (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать