Оценка условий экономического развития Великобритании
p> Важнейшим фактором борьбы за экономический раздел рынка выступает экспорт капитала, позволяющий обходить тарифные и нетарифные барьеры.
Британские компании сохраняют за собой второе место по объему прямых капиталовложений после США (16,2%). Произошли серьезные изменения в отраслевой структуре и сферах приложения капитала. Значение обрабатывающей промышленности в зарубежных инвестициях британских компаний уменьшилось до
37%, против 42% в начале 1970 г. В рамках обрабатывающей промышленности экспорт капитала все больше ориентируется на прогрессивные отрасли, являющиеся носителями НТР. Однако до сих пор менее половины промышленных инвестиций за рубежом вложено в технологически интенсивные отрасли - 44%
(США - 67%, ФРГ - 69%).

Стремясь найти новые условия разделения труда британские ТНК резко расширили экспорт капитала на американском рынке (42% общего объема). Тем не менее они уступили здесь первое место по масштабам иностранных инвестиций японским компаниям. Наиболее крупные британские активы сосредоточены в нефтяном хозяйстве, кредитной сфере. Западная Европа отступила на второе в приоритетах инвестирования британских компаний. В ЕС сосредоточено только 22% прямых зарубежных инвестиций. Британский капитал расширил свое присутствие в электротехнической, химической, пищевой и в кредитной сфере. На развивающиеся страны сейчас приходится 14% британских прямых капиталовложений, при этом основная масса их концентрируется в наиболее развитых странах «третьего мира». Доля развивающихся стран в последние десятилетия сокращалась.

Стабилизации экономических и политических позиций в развивающемся мире способствует экспорт капитала в форме экономической помощи, по значение
Великобритании в качестве страны донора снизилось (5,2% общего объема помощи развитию). Крупные программы осуществляются в ограниченном числе стран: на 10 стран приходится 61% объема помощи развитию. В их число входят
Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Танзания, Малайзия, Замбия, Кения.

Инжиниринговые компании можно подразделить на две категории. Первая - сооружение, проектирование объектов инфраструктуры: аэропортов, портов, ирригационных систем, железных дорог, автострад, мостов и т.п. Вторая категория услуг включает разработку проектов и строительство объектов непосредственно производственного назначения: наиболее типичным для
Великобритании является сооружение нефтехимических и газоперерабатывающих комплексов, создание гидроэлектростанций и энергосетей, атомных и термальных электростанций, предприятий пищевой и химической промышленности.

В Великобритании функционирует около 9 тысяч консультационных фирм.
Более 3 тысяч из них являются членами Института консультантов в области управления, а 27 - крупнейших - входят в Ассоциацию консультаций в области управления. Около 10 процентов всех доходов британских консультационных фирм приходится на зарубежные операции. Консультационные фирмы оказывают и определенную помощь иностранным экспортерам в изучении британского рынка, рынков третьих стран, подготовке маркетинговых исследований. Они осуществляют на коммерческой основе подбор экономической информации, подготовку коммерческих исследований по вопросам организации и управления производством, внешней торговли, а также исследований по отдельным товарным рынкам. Определенный интерес с этой точки зрения представляет Британское бюро консультантов, объединяющее около 300 британских консультационных компаний. Бюро является некоммерческой ассоциацией, признанной британским правительством как объединение по предоставлению различного рода консультаций британскими специалистами. Члены бюро могут выполнять заказы частных и правительственных организаций различных стран в тесном контакте с местными консультационными фирмами. В Великобритании действует более сотни фирм, специализирующихся на проведении различных видов рыночных исследований по заказам. Большинство из них расположено в Лондоне. Среди выполняемых ими работ - исследования рынков потребительских товаров, включая изучение их фирменной структуры и отношения покупателей к тем или иным товарам, сбор информации через розничную торговую сеть, анализ эффективности проводимых рекламных мероприятий и т.п. В Великобритании имеется разветвленная сеть, обслуживающая сбыт самых разнообразных товаров и охватывающая всю территорию страны. Фирмы оптовой торговли сохраняют сильные позиции в сбыте целого ряда товаров, особенно продовольствия и напитков, промышленных материалов, нефтепродуктов. В розничной торговле насчитывается до 300 тысяч фирм и около 400 тысяч магазинов. Годовой оборот розничной торговли составляет около 100 млрд. ф. ст. Фирмы посылочной торговли имеют в числе своих регулярных клиентов примерно 20 млн. жителей
Великобритании. Реклама представляет собой едва ли не самый дорогостоящий элемент маркетинга. Общие расходы на нее в Великобритании составляют свыше
5 млрд. ф. ст. Общенациональные издания могут быть эффективно использованы в основном для рекламы товаров и услуг массового спроса.

Многие отрасли, в которых Великобритания все еще сохраняет конкурентные преимущества, связаны с предметами роскоши, развлечениями, досугом и богатством. Благодатные зерна в почву часто закладывает упреждающий и требовательный спрос. И Великобритания оказалась способна удержать преимущества в таких отраслях по ряду причин. Во-первых, многие из них представляют отрасли, в которых ранний приход имеет особое значение. В таких отраслях, как производство сигарет, фарфора, алкогольных напитков, шерстяных изделий, принадлежностей туалета и т.п., признанные торговые марки и известные поставщики дают преимущества, которые трудно одолеть.
Там, где англичане сохранили за собой преимущества, технологических новинок зачастую недостаточно, чтобы потеснить британские фирмы, особенно в высокотехнологичных сферах, цена на продукцию которых не имеет решающего значения и где покупатели зачастую ценят традиционные способы изготовления.
Сохранилась также внутренняя потребительская база на предметы роскоши и дорогие товары, особенно в окрестностях Лондона. Кроме того, многих иностранцев Лондон привлекает своими театрами, музеями и другими свидетельствами долго накапливавшихся богатств. Зажиточные иностранцы делают свои покупки, как правило, в Лондоне, создавая тем самым здесь базу для иностранного спроса.

Сильные позиции Великобритании в сфере услуг частично отражают исторические и нынешние условия спроса. В сферах обслуживания бизнеса сочетание таких благоприятствующих факторов, как наличие квалифицированных людских ресурсов, язык, рано созданная и имеющая широкие позиции промышленная мощь, позволило английским фирмам занять прочные позиции во многих отраслях, таких как учетно-ревизорские услуги, консультирование и инженерное искусство. В розничной торговле важную роль играет прочное положение на рынке потребительских товаров и наличие требовательного спроса в Лондоне. Среди получивших международное признание английских фирм розничной торговли следует назвать "Бэрбериз", "Конранс", "Лаура Эшли" и
"Акваскутум".

Английские национальные преимущества традиционно простираются и на ряд других областей за пределами обычных видов услуг, что в известной мере отражает своеобразный спрос на внутреннем рынке. Так, например, у жителей
Великобритании, в отличие от граждан других стран, необычайно велико потребление сахара на душу населения, что издавна служит стимулом для развития ее кондитерской промышленности. Эта традиционная любовь к сладостям и чаепитию создала англичанам славу мастеров по тортам и разного рода печеньям.

Страсть англичан к выращиванию цветов и садоводству отразилась в прочном международном признании качества и разнообразия их садового инструмента. Нежелание английского потребителя проводить много времени на кухне (в отличие от жителей Франции, Италии или Германии) позволило англичанам занять прочное приоритетное положение в использовании замороженных продуктов питания и пищевых полуфабрикатов.

Однако чаще английские фирмы сталкиваются с неблагоприятными обстоятельствами на внутреннем рынке. Относительное снижение жизненного уровня все более ведет к отставанию спроса среднего английского потребителя от уровня спроса в других передовых странах. Ряд исследователей отмечают, что английский потребитель более озабочен ценами на товары, чем потребители более процветающих стран. Это вынуждает английские фирмы направлять свое внимание на такие сегменты рынка, которые не столь доходны и более подвержены конкуренции со стороны менее развитых стран. В наши дни английский потребитель стал менее требовательным, чем покупатели во многих других странах, и более снисходительным к невнимательному обслуживанию и менее качественным товарам. Свою роль сыграли здесь война и послевоенный период. Рационирование потребления в Англии продолжалось и в 50-е годы, в результате чего широко распространился спрос на потребительские товары невысокого качества. Это же явление коснулось и продукции промышленного производства, где покупатель смирился с целым рядом дефектов товаров, терпеливо сносил низкое их качество и плохое обслуживание. Иностранцу в
Англии сразу бросается в глаза, насколько англичане не любят открыто высказывать свое недовольство чем-либо. Свой вклад в снижение требовательности покупателей к промышленным товарам внесли малоквалифицированные рабочие и плохоподготовленные менеджеры.

Некогда Великобритания пользовалась плодами объединения в кластеры, поскольку одна передовая отрасль была способна породить и усилить ряд других. Английские товары "тянули" за собой на заморские рынки услуги, и наоборот. Многонациональные компании создавали за границей лояльную рыночную среду. Сильный кластер финансовых услуг и связанных с торговлей отраслей был в высшей степени устойчивым и способным к развитию.

Однако в промышленных отраслях бизнеса происходило постепенное сужение кластеров, в которых оставались лишь отдельные элементы былых преимуществ.
Английские фирмы опираются в большей степени на иностранные вложения и на иностранную технику. Например, в автомобильной промышленности были утрачены преимущества на рынке конечной продукции (кроме небольшой "ниши" роскошных машин, например "Ягуар", "Роллс-Ройс"), а вместе с этим шла эрозия отраслей
- поставщиков разнообразных комплектующих автодеталей. То же самое и, пожалуй, в еще большей степени характерно и для производства потребительских товаров длительного пользования, таких как домашние технические средства и бытовая электроника.

Те немногочисленные отрасли, где английские фирмы сохранили за собой конкурентное положение, частично обязаны этому родственным и поддерживающим отраслям. На рынке потребительских товаров и услуг неустойчивый сектор подталкивал к нововведениям. В этом смысле, например, торговая фирма "Маркс энд Спенсер" выступила главной силой давления на английских поставщиков продовольственных товаров и одежды. Британия оказалась первой страной, разрешившей передавать рекламу по телевидению. По изобретательности и убедительности торговой рекламы многие ставят эту страну впереди Америки.
Для английских фирм такая ситуация оказалась весьма благоприятной при создании системы современного маркетинга потребительских товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать