Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а также политической линией Российского государства по вопросу присоединения России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов России и стран ЭВС.
3.2 Правовой аспект операций с общей валютой в России
Правовой статус евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных принципах и нормах международного и международного частного права.
Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного союза и единой валюты, состоит из трех частей:
•
нормы,
регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его
участников (например, положения, касающиеся структуры и
функционирования
Европейской системы центральных банков);
• нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС;
•
нормы
общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа
определяется известным принципом международного и международного частного
права, согласно которому к любой валюте применяется право государства-эмитента
(в
данном случае — право ЕС).
В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и на российских операторов).
Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами других стран — он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования.
В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:
•
Начиная с 1
января 1999 г. ЭКЮ был автоматически переведен в евро в соотношении 1:1.
Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в евро.
•
Были
установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по
отношению к евро; эмиссия национальных валют была поставлена
под контроль
Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют
прекращена, а их курсы автоматически следуют за евро.
•
Вне указанных
выше областей, в которых переход на евро был обязателен, участники
хозяйственного оборота сохраняли свободу выбора валюты; вплоть до 31 декабря
2001
г. действует правило "никаких запретов, никаких ограничений".
•
В полном
соответствии с нормами международного частного права введение евро не
служит основанием для применения принципа резкого изменения
обстоятельств, это означает, что действительность и преемственность всех
контрактов и
других юридических инструментов полностью сохраняются.
•
1 января 2002
года в обращение были выпущены купюры и монеты евро, в течение
последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте в
обязательном порядке были конвертированы в евро и прекратили свое
существование.
• Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро.
•
Новые
выпуски государственных ценных бумаг стран — участниц ЭВС
размещаются только в евро.
•
После этого евро превратилось в единственное законное платежное
средство на территории
Экономического и валютного союза. Национальные валюты стран
ЭВС,
естественно, прекратили хождение и на территории третьих стран.
Для того чтобы избежать финансового и материального ущерба, российские экономические операторы должны знать основные правовые нормы в отношении евро, установленные Европейским Союзом, и в полной мере учитывать их обязательный характер.
Как показал опыт 2000-2001 г., объем платежей в евро, осуществляемых через российские банки, был сравнительно невелик. Поэтому проблемы, порождаемые введением евро, затронули российские банки в гораздо меньшей степени, чем банки "зоны евро". Введение новой валюты было адекватно подготовлено как внутри ЭВС, так и во взаимодействии стран — членов ЭВС с Россией. Свою роль в этом сыграли предварительные меры, осуществленные ЕС, совместно ЕС и Правительством Российской Федерации, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Банком России. Еще в 1999 г. Банк России выпустил инструктивное письмо, адресованное российским кредитным организациям, в котором содержались необходимые рекомендации по работе с евро. В нем, в частности, были освещены такие вопросы, как перевод ЭКЮ в евро; методика учета по округлению сумм остатков на счетах, которые велись в валютах стран "зоны евро", при их пересчете в евро и т.д. С 1 января 1999 г. Банк России приступил к установлению официального курса евро к рублю Российской Федерации и начал осуществлять расчетно-платежные и финансовые операции с евро в качестве резервной валюты. В Общероссийском классификаторе валют евро были присвоены цифровой и буквенный коды. Тем самым был завершен процесс правовой формализации отношения России к евро и положено начало формированию российской нормативной базы, регулирующей операции с новой валютой.
В первые месяцы 1999 года Банком России был издан ряд нормативных актов по работе с евро, включая Указание о внесении изменений в Инструкцию № 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации", проведены дополнительные консультации с руководством Европейского центрального банка. Принятые организационные решения и правовые акты позволили российским кредитным организациям и другим экономическим операторам начать нормальную работу с евро. Российские граждане и лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, получили право открывать счета в евро в российских банках для размещения личных сбережений и использования их для безналичных расчетов, в частности, с помощью пластиковых карт и аккредитивов. Разумеется, сами банки решают, начинать ли им операции с евро, в том числе открывать ли счета в евро клиентам в России — физическим лицам.
По мере завершения формирования ЭВС, расширения использования евро российскими экономическими операторами, и в особенности после появления наличных евро Банку России и другим регулирующим органам предстояло решать вновь возникающие правовые проблемы и последовательно укреплять нормативную базу работы с евро.
Одной из наиболее перспективных областей распространения евро в России является внешняя торговля, хотя и здесь использование евро- валюты сопряжено с определенными проблемами и сложностями.
Основу отечественного экспорта, как известно, составляют сырьевые товары, цены на которые традиционно котируются на мировом рынке в американской валюте (в их числе — нефть и нефтепродукты, газ, уголь, черные и цветные металлы). Поэтому подавляющее число контрактов во внешней торговле России заключается в долларах. С введением евро
данная ситуация сразу, естественно, не изменится. Пока трудно судить о том, будут ли в обозримом будущем цены, например, на нефть или отдельные категории нефтепродуктов котироваться в евро. На данный момент сложно представить, чтобы мировая цена на тот или иной товар имела две котировки: в долларах и в евро. Сказанное, однако, не стоит возводить в абсолют, поскольку теоретически вероятность определенных подвижек существует.
Первая из них — возможность использования евро в качестве валюты платежа. Иными словами, цена в контракте может оговариваться в долларах, а платеж происходить в евро. То, насколько данный шанс будет реализован на практике, определяется следующими факторами:
•
Соотношением
курсов доллара и евро. При растущем долларе российским экспортерам
выгодно получать платежи за свои товары в долларах, а импортерам — платить в
евро;
при растущем евро — наоборот.
•
Тем, насколько
удобно или неудобно будет российским юридическим лицам вести
операции в евро. Это зависит от того, насколько российская сторона
(главным образом банки) технически готова к работе с евро- валютой и как будут
решены связанные с евро юридические вопросы (например, о стоимости обмена
национальных валют на евро и обратно; о праве должника осуществлять платеж в
евро,
и т.д.).
•
Степенью
внутренней ликвидности евро в России. Если полученную в оплату за
экспорт европейскую валюту можно легко использовать, не
прибегая к
конвертации, то это увеличивает шансы переключения экспортных контрактов с
долларов
на евро.
Для крупных российских экспортеров евро, несомненно, представляет интерес в качестве альтернативы доллару. В этом плане показателен опыт ОАО "Газпром", которое при заключении долговременных контрактов руководствуется принципом сбалансированной валютной корзины, чтобы минимизировать потери от возможных курсовых колебаний. Так, в 2002 г. доллары США составили 53% всех доходов от экспорта российского природного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20