газа в дальнее зарубежье, 47% - пришлось на евро.
Появление евро предоставляет ряд других преимуществ для российских внешнеторговых предприятий. Цены внутри валютного союза стали более "прозрачными" и сравнимыми. О важности этого фактора говорит то, что в конце 2002 г. стоимость одних и тех же товаров в странах ЕС заметно варьировалась (так, разница в цене на автомобили составляла 7%, одежду и обувь — 10%, пищевые продукты и безалкогольные напитки — 20%, табачные изделия и медикаменты — 25—26%, алкогольные напитки — 42%, банковские услуги — 53%)'°.
Евро позволяет российским компаниям-импортерам быстро и с большой точностью сравнивать цены, предлагаемые поставщиками из различных стран валютного союза, отбирать наиболее конкурентоспособные варианты. Особенно это относится к типовой однородной продукции, товарам широкого потребления, продуктам питания. Поэтому при большом количестве потенциальных поставщиков целесообразно запрашивать прейскуранты именно в евро.
Аналогичным образом тем российским предприятиям, которые экспортируют в Европу конкурентоспособную продукцию, особенно готовую, выгодно составлять прейскуранты в евро, чтобы потенциальный покупатель смог легко уловить ценовые преимущества и не беспокоиться о возможных курсовых потерях.
Компании, имеющие широкие связи в Европе, выиграют от снижения издержек по конвертации, поскольку ведение операций в единой валюте позволяет избежать перевода. Однако для России это преимущество сравнительно невелико, поскольку большинство отечественных компаний имеет в ЕС одного- двух стратегических партнеров и лишь немногие фирмы располагают разветвленной сетью западноевропейских поставщиков или покупателей.
Использование евро является удобным в случаях встречных поставок (так как исчисление импорта и экспорта в одной валюте поможет избежать дополнительных калькуляций, возможных потерь и коллизий из-за курсовых колебаний). Применение евро- валюты целесообразно при исполнении контрактов, в которых имеется несколько поставщиков и/или покупателей из разных стран и/или применяются сложные формы расчетов.
Вместе с тем введение евро потребовало от российских внешнеторговых организаций определенных усилий. Более сложным стал процесс принятия решений относительно валюты контракта и валюты платежа. Чтобы сделать правильный выбор, приходится внимательно отслеживать динамику курса евро и доллара и прогнозировать возможное развитие событий. Российские экспортеры столкнулись с возросшей конкуренцией на рынках ЕС, поскольку цены в пределах валютного союза стали более сравнимыми. Внешнеторговым компаниям предстоит обеспечить четкое решение юридических вопросов использования евро. Внушительных затрат требует подготовка персонала, модернизация компьютерных программ, составление прейскурантов и ведение бухгалтерской отчетности в евро (для фирм, являющихся филиалами ТНК стран валютного союза).
Отдельную проблему представляют расчеты с партнерами внутри России. Так, у российских компаний-импортеров, если они выступают в роли посредника, естественно, возникают вопросы организации расчетов с конечным покупателем. Сейчас почти повсеместно контракты между ними заключаются в условных единицах. Фирма-посредник сама решает, на какую валюту она покупает товар у иностранного поставщика.
Самым нерациональный путь- держать счет в долларах, заключать контракты с инофирмами в европейских валютах или евро и рассчитываться с российским оптовиком опять в долларах. Тут неизбежны потери или затраты на хеджирование. Возможно, банки и предприятия прибегнут к валютным опционам. В этом плане целесообразен перевод всей цепочки отношений на евро. Переключение торговли с европейскими фирмами на евро делает ее (торговую цепочку) более предсказуемой и стабильной.
Наиболее активными сферами использования евро во внешней торговле России являются следующие.
•
Контракты на
поставку готовой продукции из России. Хотя экспортер традиционно
назначает валюту платежа, коммерческие соображения заставляют его идти
навстречу
покупателю. Западноевропейские компании-импортеры,
переключившись на операции в евро, будут предпочитать платить именно в единой
валюте.
•
Контракты,
по которым российской стороне будет предоставляться кредит от
западноевропейского партнера. Здесь следует быть готовым к тому, что именно
последний будет выбирать валюту контракта.
• Закупки товаров на находящихся на территории валютного союза товарных биржах и аукционах, которые будут постепенно переключаться на евро. Ряд импортируемых Россией биржевых товаров традиционно продается за европейские валюты: например, цены на сахар и какао-бобы устанавливаются во французских франках и фунтах стерлингов (в зависимости от биржи — Парижской или Лондонской). Через европейские биржи и аукционы осуществляется и часть российского экспорта, например, лес, пушнина. До 2002 г. товары определенной номенклатуры могут продаваться на биржах за евро и другие валюты или только за евро (в мировой практике существуют случаи, когда один и тот же товар котируется на разных биржах в разных валютах, например, олово, какао-бобы, сахар). В последнем случае возникнут котировки как в евро, так и в других валютах, например, американских долларах, фунтах стерлингов или шведских кронах.
Что касается географической сферы использования евро во внешнеторговых операциях, то она со временем станет гораздо шире самого валютного союза. С намерением вести операции в евро российские внешнеторговые организации и особенно экспортеры могут столкнуться на рынках Великобритании, Дании, Швеции и Греции, а также стран Центральной и Восточной Европы. В перспективе аналогичные тенденции могут проявиться, хоть и слабее, в европейских государствах СНГ.
После того как появятся наличные евро, можно ожидать быстрого переключения на новую валюту европейского сегмента "челночной" торговли, а также трансграничной торговли северо-западных регионов России.
3.3 Внешний долг и внешние заимствования России.
Другой важнейшей сферой потенциального распространения евро являются финансовые рынки, сфера внешней задолженности и внешних заимствований.
На начало 2005 года государственный внешний долг России составлял 110,5 млрд. долл. (83,6 млрд. евро)
Таблица.
Структура государственного внешнего долга* по состоянию на 01 января 2005 года
Наименование
млрд. долларов США
млрд. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )
114.4
83.9
Задолженность странам - участницам Парижского клуба
47.5
34.9
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
6.4
4.7
Коммерческая задолженность
2.5
1.8
Задолженность перед международными финансовыми организациями
9.7
7.1
МВФ
3.6
2.6
Мировой банк
5.7
4.2
ЕБРР
0.4
0.3
Еврооблигационные займы
35.3
25.9
ОВГВЗ
7.1
5.2
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России
5.5
4.0
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
0.4
0.3
*-- в соответствии с 6 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации, внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте;
Структура государственного внешнего долга* по состоянию на 01 апреля 2005 года
Наименование
млрд. долларов США
млрд. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )
108.3
83.6
Задолженность странам - участницам Парижского клуба
46.2
35.7
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
6.2
4.8
Коммерческая задолженность
2.5
1.9
Задолженность международными финансовыми организациями
6.0
4.6
МВФ
0.0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20