Источники: “2000 нэн-но родо” (“Труд в 2000 году”). - Токио. 1987. - С.2-3;
Япония сегодня. - 1993. - № 2. - С.3;
“Асахи Симбун”. - Токио, 1994. - 27.12.
*11973-1977 гг.
*21976-1978 гг.
*31982-1985 гг.
*41984-1986 гг.
*51988-1991 гг.
Вместе с тем сам факт постановки таких целей оказал позитивное
воздействие на общее развитие экономики, в частности на форсирование ее
роста. Как видно из таблицы, лишь 3 из 12 общегосударственных планов
потерпели провал. Речь идет о Новом плане экономического и социального
развития (1970-1975 финансовые годы), Базовом экономическом и социальном
плане (1973-1978 гг.), Пятилетнем плане создания державы благосостояния
(1992-1996 гг.).
Первые два из них совпали с серьезными трудностями в мировой экономике, в частности с годами наиболее острого в послевоенный период экономического кризиса, охватившего ведущие капиталистические страны. Что касается последнего плана, что он пришелся на период глубокой экономической депрессии в самой Японии. Однако даже эти планы, по мнению японских специалистов, в конечном итоге сыграли положительную роль в развитии экономики, так как на их основе с учетом изменившейся внутри- и внешнеэкономической ситуации были оперативно разработаны сменившие их новые программы. Что касается остальных планов, то, как видно из таблицы, пять из них по показателям роста были значительно превзойдены, а четыре практически выполнены.
Все это, на наш взгляд, позволяет говорить об эффективности
общегосударственного экономического планирования в Японии. Точка зрения
некоторых экономистов, в том числе российских, о сугубо “декоративном”
характере подобных программ представляется не корректной, хотя нельзя
отрицать серьезных трудностей, просчетов и неточностей в планировании
рыночной экономики.
Механизм планирования:
Сложившейся формой общенационального планирования в Японии, является,
таким образом, периодическая разработка общегосударственных планов
социально-экономического развития страны. В этом процессе в той или иной
мере принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение
к экономике, и прежде всего министерство финансов и министерство внешней
торговли и промышленности. К составлению планов привлекаются и многие
научно-исследовательские организации, а также широкий круг опытных
специалистов и экспертов. Главную же координирующую роль в их разработке
играет Управление экономического планирования, а совещательно-
исполнительную - Экономический совет.
? Управление экономического планирования является важной составной частью
кабинета министров и возглавляется генеральным директором в ранге
государственного министра. В числе других подразделений в его структуре
существует Бюро планирования, главная функция которого заключается в
организации разработок долгосрочных экономических планов. Наряду с этим оно
координирует действия всех административных подразделений правительства в
области осуществления наиболее важных мероприятий, предусмотренных
экономическим планом; анализирует и оценивает общий потенциал страны;
планирует и координирует основные мероприятия и программы, относящиеся к
развитию энергетики; курирует Национальный институт прогнозных
исследований.
? Экономический совет, образованный в 1952 г., формально создан при
Управлении экономического планирования, но фактически подчиняется
непосредственно премьер-министру. Его основные функции сводятся к изучению
по поручению премьер-министра положения дел в экономике и формулировке
мнения о ее развитии, а также к подготовке материалов по проблемам
разработки долгосрочных планов и другим вопросам экономической политики.
Таким образом, Совет является совещательным органом при премьер-
министре, непосредственно разрабатывающим общегосударственные планы
социально-экономического развития страны. Он состоит не более чем из 30
назначаемых на два года опытных представителей крупного бизнеса,
академических кругов, исследовательских и потребительских организаций,
общественных корпораций и профсоюзов, т.е. формально носит достаточно
демократичный характер. Для разработки каждого отдельного плана в помощь
Совету, как правило, создается ряд комитетов, включающих несколько сотен
представителей различных слоев общества.
Некоторые ведущие японские экономисты-плановики утверждают, что
общегосударственные экономические планы отражают интересы всех слоев
населения, так как разрабатываются на основе “общенационального согласия”.
Так, по мнению К.Тани, “правительство создало такую систему принятия
стратегических решений, которая позволяет представителям самых различных
интересов участвовать в формировании экономической политики. Деятельность
Экономического совета обеспечивает всем заинтересованным сторонам, включая
и различные правительственные учреждения, широкую возможность для
координации действий и консультаций в процессе принятия решений. Другими
словами, Экономический совет является важным форумом, где представители
различных мнений собираются вместе не только для переговоров и дискуссий,
но и с целью поиска общих интересов в рамках экономической политики,
разработанной его секретариатом”.
Существует и другое мнение. Профессор К.Хайтани подчеркивает, что
“основа и ориентация плана неизбежно окрашены желаниями и ценностями тех
членов Экономического совета, которые представляют в нем мощный промышленно-
финансовый мир - дзайкай”.
Действительно, после многочисленных консультаций, тщательного
обдумывания и взвешивания различных точек зрения непосредственным
разработчиком окончательного варианта плана все же остается Экономический
совет, большинство членов которого составляют представители крупного
бизнеса, что не может не сказываться на характере плана и его приоритетах.
Это, однако, на наш взгляд, не противоречит общенациональным интересам
страны.
? Разработка плана начинается с поручения премьер-министра, адресованного
формально Управлению экономического планирования, заняться подготовкой
новой общегосударственной программы развития экономики. Фактически же это
обращение направлено непосредственно к Экономическому совету, который
немедленно приступает к работе над составлением плана. Чтобы не сковывать
его инициативу и создать условия для творческой деятельности, поручение
премьер-министра (как правило, заранее сформулированное Управлением
экономического планирования) носит достаточно общий характер и не содержит
каких-либо конкретных указаний в отношении того, какими рамками ограничить
будущий план. Определены лишь общие цели, которые желательно достичь в
результате его осуществления. В различных программах они варьируются в
зависимости от конкретных условий и задач развития экономики.
Экономический совет, приступая к планированию, исходит прежде всего из этих целей (достижение экономической независимости страны, максимизация роста, удвоение национального дохода и т.п.).
Вместе с тем с начала 60-х годов учитываются и цели, поставленные всеохватывающими долгосрочными государственными программами, известными как комплексные планы национального развития. Они разрабатываются Советом по вопросам национальной территории при правительственном Управлении по делам национальной территории по мере возникновения серьезных изменений во внутренних и внешних условиях развития страны.
Эти долгосрочные государственные программы (в отличие от экономических
планов) утверждаются кабинетом министров не просто на основе сложившейся
традиции, а согласно закону о комплексном развитии территории страны
(1950 г.) и поэтому носят законодательный характер. В послевоенные годы в
Японии приняты четыре такие программы (в 1962, 1969, 1977 и 1987 гг.).
Действующий ныне четвертый комплексный план национального развития,
утвержденный кабинетом министров 30 июня 1987 г., рассчитан на период до
2000 г. Как и в трех предыдущих, в нем в общих чертах сформулированы
основные цели развития страны во всех областях жизни.
Главная цель - обеспечить основу сбалансированного развития нации.
Исходя из существующих проблем планового развития государственной
территории, и необходимости обеспечения ее безопасности, поставлена задача
добиться ликвидации чрезмерной концентрации населения, экономики и
административных функций государства в основных районах страны, достичь
повсеместного развития ее территории, углубления связей между отдельными
районами.
По существу общегосударственные планы социально-экономического развития представляют собой конкретизированную экономическую часть всеохватывающих долгосрочных государственных программ.
На разработку такого плана уходит несколько месяцев, после чего
Экономический совет представляет его в виде доклада премьер-министру,
который, как правило, одобряет план без особых изменений. При
необходимости, однако, вносятся определенные поправки и уточнения. По
традиции окончательный вариант утверждается кабинетом министров как
общегосударственный экономический план, публикуется в печати и доводится до
сведения всех правительственных учреждений. Практика показала, что
большинство японских компаний (особенно крупных) способствуют осуществлению
плана, а многие из них планируют свою деятельность исходя из его наметок и
ориентиров.
Особого внимания заслуживает такая специфическая черта японского общегосударственного планирования, как его продуманная и заранее предусмотренная гибкость. Практически ни один из действовавших планов не просуществовал до первоначально намеченных конечных сроков. Однако их досрочная замена очередными новыми программами отнюдь не является результатом провала, а вызвана тем, что основные плановые показатели были превзойдены или почти выполнены за более короткий период. Это вызвало необходимость разработки новых ориентиров, отвечающих изменившимся внутренним и внешним условиям.
Заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что японская экономика соединяет капитализм с элементами социалистической системы (умеренная дифференциация заработной платы, развитая система партнерства, обеспечение практически до последнего времени полной занятости, неуклонный рост заработной платы).
Опыт Японии позитивно влияет на экономические системы соседних стран
Дальнего Востока. Представляется, что его главная ценность заключается в
том, что японская система управления развивалась как синтез национальных
идей в этой области и лучших достижений западного мира.
Основной вывод нашей работы заключается в том, что в целом 40-летний опыт Японии в области общегосударственного экономического планирования в рыночных условиях свидетельствует о том, что оно является особой, весьма гибкой и достаточно эффективной формой государственно-монополистического регулирования хозяйства.
Список литературы:
1. Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии// Деньги и кредит.- 1998.- №10.- С.62-74.
2. Сенаторов А. Япония: курс на структурные реформы // Проблемы
Дальнего Востока.- 1998.- №2.- С.37-49.
3. Сенаторов А. Я. Японская модель самоуправления // Знакомьтесь -
Япония. 1996. 11.
4. "Япония: смена модели экономического роста" Под. ред. И. П.
Лебедевой, А. И. Кравцевича, М., 1991 г.
5. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт
Японии//Мировая экономика и международные отношения – 2000, - №8. –
С.18-25.
Страницы: 1, 2