Развитие компетенции персоналом является одной из основных задач для реализации выбранной стратегии.
Достаточно часто развитие компетенции оказывается синонимом организуемого фирмами профессионального образования.
Вместе с тем практика внутреннего передвижения специалистов в организации и управления карьерой позволяет органам управления персоналом структурировать развитие компетенции [16].
Управление компетенцией представляет собой процесс сравнения потребностей с наличными ресурсами и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие.
Результатом сравнения потребностей и ресурсов реализации могут оказаться перестановки, передвижения, набор, обучение.
Основной стратегического управления является прогнозирование компетенции.(Рис. 1.2 )
Прогнозирование компетенции.
|Анализ потребностей | |Анализ ресурсов |
| | | |
| |Сравнение потребностей с| |
| |ресурсами | |
|Обучение на фирме | |Пожелания работников |
| | | |
| |Внутреннее выравнивание | |
| |(за счет собственных | |
| |ресурсов) | |
|Рынок труда | |Стратегия управления |
| | |персоналом |
| | | |
| |Внешнее выравнивание (за| |
| |счет внешних источников)| |
Рис. 1.2
Прогнозирование определяет в текущий момент времени необходимого количества персонала и уровня его компетенции, требуемых фирме в соответствие с целями ее деятельности [7].
Управление компетенцией может проходить как на уровне фирмы, как и на уровне личности. На уровне фирмы управление компетенцией включает выполнение следующих действий:
4. Оценка имеющихся ресурсов ( по составляющим компетенции ), а также возможностей, знаний, навыков персонала, который работает на фирме ;
5. Оценки потребностей фирмы в персонале в соответствии с целями, задачами фирмы результатов выбранной ею стратегией на ближайшие годы;
6. Сопоставление ресурсов – потребностей.
На основе получения соответствующих данных определяется:
7. какое количества персонала соответствует выбранной стратегии и его не надо переучивать?
8. Какое количества персонала не надо переучивать (доучивать) в связи с изменением стратегии фирмы?
9. Какое количества работников придется нанять (уволить) для успешной реализации задач?
Управление компетенцией (Рис.1.3) на уровне личности состоит в оценке индивидом своих возможностей в соответствии с требованиями должности.
Такая оценка позволяет индивиду активизировать полученные им ранее знания, навыки, информацию. Он формирует цель своей деятельности на выбранной должности, принимает для себя решение: соответствует ли его компетенция требованиям должности или необходимо дополнительное обучение
[37].
Управление компетенцией на уровне личности.
|Вход | |Функционирование | |Выход |
| | | |Активизация | | | |
| | | |теоретических знаний | | | |
| | | |(3) | | | |
|Профессиональные| | | | | | | |Решение о | | |
|задачи | |1 | |2 | |4 | |реализации | | |
|(требования | | | | | | | |поставленных задач| | |
|должности) | | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | |Упорядочение имеющихся| |Обучение |
| | | |сведений (5) | | |
Рис.1.3
Осознание требований должности – соединительная часть между ресурсами
и задачами.
1. Универсальность в себе так же необходима, как и знания.
1. Мобилизация внутренних резервов - по знаниям.
1. Мобилизация внутренних резервов – по навыкам.
1. Умение упорядочить свои знания, именующуюся информацию под поставленную задачу.
Системы оценки и аттестации на западе основываются на анализе
производственных операций с учетом поведенческих аспектов. В США
аттестация проводится не менее раза в год и используется для определения
индивидуальных подбавок, которые могут повысить доход работников на 150%
[7]. В Японии оценка кадров производится каждое полугодие и увязывается с
выплатой премий и заработной платы [34]. Ключевой критерий оценки –
потенциал работника, его прилежание, добросовестность и доброжелательность
к окружающим, готовность совершенствовать свою деятельность и вносить вклад
в работу фирмы. Материалы оценки используются для планирования роста и
повышения квалификации персонала.
Оценку личностных и деловых качеств зарубежные исследователи сводили
не только к компетенции, но и к оценке факторов квалификации, мотивации.
Анализирующие теории были высказаны и разработаны Маслоу, Альдерфера, Мак
– Клеллонда, Герцберга. Изложенные концепции этих теорий позволяют сделать
вывод о том, что какое – либо канонизированное учение, объясняющее то, что
лежит в основе оценки человека для мотивации.
Американский консультант по менеджменту К.Шермон - специалист нашего времени, очень полно в своих наблюдениях описывает оценку неугодных работников. Выявляя типы плохих работников и решение проблем превращения нерадивого работника в хорошего с помощью методов оценки его труда и социального поведения [13].
В 70 – 80-х годах широкое распространение стали получать центры
оценки для отбора руководителей, обладающих высоким потенциалом к
продвижению. Инициатором работ в этой области была известная компания
“Америкэн телефон энд телеграф” ( АТТ ) Центры оценки чаще всего
используют для отбора на должности распорядителей низового уровня из числа рабочих и служащих. Но на ряду с ними АТТ имеет в городе Атланте центр
оценки деловых качеств управляющих среднего уровня и выше [7].
Российский Федеральный центр оценки кадрового потенциала АПК
анализирует кадровое обеспечение во многих субъектах Российский
Федерации. Анализ показал, что оно осуществляется стихийно и не
целенаправленно. Практически за 4 – 5 лет происходит 100% сменяемость
руководителей, но при этом не изменяется количественная сторона структуры
кадров управления. К примеру 30 лет назад в системе АПК РФ первых
руководителей по базовому образованию было: 93% - технологов, а 7% -
экономистов, так и до сегодняшнего времени структура не изменилась. Рынок
требует существенного изменения данного соотношения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1137 “Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики” наиболее трудоемкую часть работ по оценке кадров должны взять на себя региональные центры по оценке персонала, а принятие решений, безусловно, остается за административными органами [27].
1.3. Использование оценки и аттестации в формировании и достижении целей организации
Оценка результативности труда - одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем и специалистом. Она характеризует их способность показывать непосредственное влияние на деятельность какого - либо производственного или управленческого звена.
На показатели конечных результатов труда работников аппарата
управления. как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов
(Таблица 1.4).
Таблица 1.4.
Классификация факторов, учитываемых при проведении
оценки результативности труда
|Факторы |Содержание факторов |
|Естественно – | ПОЛ |
|биологические |Возраст |
| |Состояние здоровья |
| |Умственные способности |
| |Физические способности |
| |Климат |
| |Географическая среда |
| |Сезонность. |
|Социально – |Состояние экономики |
|экономические |Государственные требования, ограничения и закон |
| |в области труда и заработной платы |
| |Квалификация работников аппарата управления |
| |Мотивация труда |
| |Уровень жизни |
| |Уровень социальной защищенности. |
|Технико – |Характер решаемых задач |
|организационные |Сложность труда |
| |Состояние организации производства и труда |
| |Условия труда (санитарно-гигиенические, |
| |эргономическне и др.) |
| |Объем и качестве получаемой информации |
| |Уровень использования научно – технических |
| |достижений. |
|Социально – |Отношение к труду |
|психологические |Психофизиологическое состояние работника |
| |Моральный климат в коллективе. |
|Рыночные |Развитие многоукладной экономики |
| |Развитие предпринимательства |
| |Уровень и объем приватизации |
| |Конкуренция |
| |Самостоятельный взор системы оплаты труда |
| |Либерализация цен |
| |Акционирование организаций |
| |Инфляция |
| |Банкротство |
| |Безработица. |
Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностей лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания [30].
Оценка по указанным выше факторам в условиях Госслужбы не возможна из
- за большого количества показателей, но некоторые показатели можно
использовать для коллективной оценки персонала. Данный метод трудоемкий и
требует соответствующих затрат.
В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных и качественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.
Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов.
Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество критериев, которые охватывали бы и объемы работы и ее результаты.
Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т, п.), и во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника
Как известно, выделяют три категории управленческих работников
(служащих): руководители, специалисты и другие служащие. Работники каждой
из этих категорий вносит свой вклад в управленческий процесс: специалисты
вырабатывают и подготавливают решение, другие служащие их оформляют, а
руководители принимают решения, оценивают их качество, контролируют сроки
выполнения.
В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя, как правило, выражается через "итого" производственно - хозяйственной и иной деятельности организации или подразделений, а также через социально - экономические условия труда подчиненных ему работников.