К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложения, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены соляной налог (1880 год) и подушная подать (1882—1886 года). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога.
В начале XX века роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика. В качестве примера приведены данные об исполнении государственного бюджета России за 1906 год.[2]
Как видно из приведенных данных, в России основными по объемам были неналоговые доходы. На долю налогов приходилось менее 33% обыкновенных доходов. Наиболее значительными из числа неналоговых доходов этого периода были казенные доходы от продажи питей, которые устойчиво превышали 30%.
До введения винной монополии с 1895 года. спирт и иная алкогольная продукция подвергались акцизному обложению. Еще до введения винной монополии в 1886 году доля питейных акцизов в общем объеме доходов российского бюджета составляла 37,6%.
В Российской империи в конце XIX — начале XX веков основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных компонентов:
q основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства;
q дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из нескольких сборов, адресованных различным по статусу юридическим и физическим лицам:
1. с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:
a) налога с капитала;
b) процентного сбора с прибыли;
2. с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:
a) раскладочного сбора;
b) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум.
Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:
q местности (существовало пять классов местностей в зависимости от степени развития в них торговли и промышленности);
q разряда торгового или промышленного предприятия.
До 1898 года разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов.
Позднее были введены дифференцированные критерии:
q для кредитных организаций — в зависимости от суммы капитала;
q для страховых организаций — в зависимости от суммы страховых премий;
q для торговых акционерных предприятий — в зависимости от суммы капитала;
q для торговых неакционерных предприятий оклады устанавливались по пяти видам деятельности (оптовая, розничная, мелочная торговля; мелочные товары особо поименованные; развозный и разносный торг);
q для промышленных предприятий было установлено три разряда в зависимости от числа рабочих.
Если отсутствовали четкие признаки, по какому именно разряду облагать ту или иную деятельность, то налоговый оклад определялся по тому разряду, в котором цена свидетельства составляла бы не менее 5% нормальных размеров прибыли, установленной для раскладочного сбора.
В рамках дополнительного сбора важную проблему на протяжении всего периода существования данного налога составлял раскладочный сбор. Его величина устанавливалась как общая сумма необходимых бюджету средств по данному налогу на грядущее трехлетие. Далее эта величина «раскладывалась» на губернии (этот сбор существовал только в губерниях европейской России и четырех сибирских). В рамках губерний специальный орган — губернское раскладочное присутствие — «раскладывал» данную сумму на налогоплательщиков. Теоретически «раскладка» проводилась исходя из объявляемого оборота и оценки процента средней прибыльности. Однако на практике зачастую раскладка велась пропорционально платежеспособности владельца предприятия, а не по объективным показателям его оборота и рентабельности.
Определенный интерес представляет список льгот по данному налогу в части раскладочного сбора. От раскладочного сбора освобождались:
q вновь возникающие предприятия в течение первого года работы;
q предприятия, прибыль которых не превышала определенный минимум (в 1895 году в двух столицах — 350 рублей, в местностях 1-го класса — 300 рублей и т.д.);
q личные промысловые занятия;
q некоторые другие.
Схема промыслового налога действовала в Российской империи начиная с налоговой реформы 1898 года. До 1917 года в нее неоднократно вносились частные изменения (список местностей, относящихся к тому или иному разряду, изменение процентных ставок, изменение списка льгот и др.). Однако корректировки не меняли схемы по существу.
Так, в 1916 году государственный промысловый налог в части основного промыслового налога уплачивался при выборке промысловых свидетельств на право торговли для каждого предприятия и каждой торговой лавки. Местности делились на четыре класса плюс столицы. В столицах промысловые свидетельства выдавались не ниже второго разряда. К местностям первого класса относились, в частности, Варшава, Киев, Одесса, Рига, к местностям второго класса—в частности, Астрахань, Баку, Казань, Иркутск, а также пригороды Москвы, Санкт-Петербурга. Например, основной промысловый налог в местностях первого класса по первому разряду предприятий уплачивался в размере 187,50 рублей + 30 рублей (по основному торговому помещению и с каждого складского помещения).
Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились и новые налоги:
q временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;
q налог на военную прибыль;
q особый временный налог на русский хлопок;
q единовременный налог на телефоны;
q ряд других.
Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась в экономической литературе и средствах массовой информации с 80-х годов XIX века. Первый активно обсуждавшийся проект подоходного налога относится к 1879 году. Им предусматривалось введение этого налога в качестве замены подушной подати. На протяжении почти 35 лет введение подоходного налога в России активно дискутировалось, но в итоге рассматривалось как нереальное и нецелесообразное.
Первый Закон о подоходном налоге фактически был утвержден лишь в 1916 году. Введенное положение распространялось на все местности Российского государства (за исключением Великого княжества Финляндского). Налог должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников:
q капитала;
q недвижимости, аренды;
q торговых, промышленных и иных предприятий;
q профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды занятий;
q иных, не поименованных выше источников доходов.
Не подпадали под налогообложение такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.
К кругу налогоплательщиков были отнесены:
q российские подданные (за исключением не проживающих постоянно в России);
q иностранные граждане, постоянно проживающие в России.
Кроме того, обложение подоходным налогом предполагалось распространить на сословные общества, биржевые, торговые и промышленные общества, акционерные общества и компании, паевые и иные товарищества и некоторые другие организации и институты.