Пенсионное обеспечение

1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России


Новая пенсионная система, действую­щая в России с 2002 года, принципиально изменила порядок формирования пенсии, которая теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базо­вая часть является фиксированной, она ус­танавливается государством и не зависит от стажа работы и зарплаты застрахованного лица. А еще две части пенсии (страховая и накопительная) уже зависят только от суммы страховых взносов, уплаченных за Вас работодателем. Однако в силу раз­личных причин коэффициент замещения (отношение получаемой пенсии к заработ­ку), который в настоящее время составляет менее 30% от средней заработной платы, в перспективе будет снижаться и, по оценке специалистов, к 2015 году может составить около 15%. При этом, чем выше Ваш доход, тем ниже коэффициент заме­щения[7].

Нормальный коэффициент замещения, позволяющий человеку сохранить привычный уровень жизни - отдыхать, хорошо одеваться и питаться, рекомендован Международной организацией труда. Он составляет 40-60%. В странах ЕЭС ус­тановлены более высокие требования - 70%. Однако такой высокий уровень ко­эффициента обеспечивается не только за счет государственной пенсионной систе­мы. Довести доходы пенсионеров до тако­го высокого уровня призваны негосудар­ственные пенсионные фонды.

Некоторые скептики вообще сомнева­ются в необходимости самостоятельного накопления на дополнительную пенсию, ссылаясь на то, что при средней продол­жительности жизни мужчин - 57 лет - по­требность в самой пенсии отпадает. Одна­ко следует знать, что средняя продолжи­тельность жизни считается с учетом смерт­ности в детском возрасте, от потребления алкоголя и наркотиков, погибших в авари­ях, природных и техногенных катастрофах и т.п. При этом, по статистике, средняя продолжительность жизни у мужчин, до­живших до 60 лет, составляет 74 года, а у женщин, доживших до такого же возрас­та, -78 лет.

Сейчас существует несколько инструментов накопления средств: можно пользоваться услугами, предлагаемыми банками, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсион­ными фондами.

Если целью является получение гарантированного дохода от вложенных средств по истечении конкретного перио­да времени, то, несомненно, в этом случае следует воспользоваться услугой банков­ского вклада.

Если необходимо получить более высо­кий, нежели банковский, процент и есть готовность рисковать своими вложениями, то подойдет паевой инвестиционный фонд.

Если цель – иметь надежный источник постоянного дохода в течение длительного периода времени после завершения трудовой деятельности, то непре­менно надо воспользоваться услугой него­сударственного пенсионного фонда (НПФ). Сохранность пенсионных накоплений в НФП обеспечивается через законодательное регулирование их деятельности и действующую жесткую систему контроля со стороны государства.

Создание и развитие пенсионных фондов - новое явление на рынке ссудных капиталов, на рынке ценных бумаг и в целом в кредитной системе государства[8].

Основа пассивных операций пенсионных фондов - ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабо­чих и служащих, обычно составляющие 20-30% всех поступлений. Доля взносов существенно колеблется по различным корпораци­ям, предприятиям и странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Капитал пенсион­ных фондов формируется в основном за счет взносов предприни­мателей, рабочих и служащих, аккумулируемых, как и при стра­ховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными сред­ствами и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги. Почти 80% активов пенсионных фондов составляют цен­ные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет пенсионным фондам активно влиять на политику корпораций. Кроме того, пенсионные фонды вкладывают денежные средства в акции соб­ственных корпораций, главным образом в обыкновенные акции.

Пенсионные фонды, управляемые банками, широко использу­ются последними для приобретения больших пакетов акций круп­ных корпораций, за что коммерческие банки получают значитель­ные комиссионные. Это позволяет сконцентрировать в руках не­скольких фондов большую часть ценных бумаг, особенно акций.

Развитие частных пенсионных фондов в России началось с принятия Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992г. № 1077 г. Однако практически фонды ста ли официально действовать лишь с 1994г.

Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фон­дах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ негосударственный пенсионный фонд определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Исключи­тельными видами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательно­му пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщи­ка по профессиональному пенсионному страхованию.

Частный пенсионный фонд согласно закону образуется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионные взносы и производящая пенсионные выплаты в соответствии с условиями договора. Для прироста собранных средств пенсионный фонд должен передавать их специальному учреждению (комиссии) по управлению активами пенсионного фонда (КУАПФ). За исключением заранее оговоренной доли в виде комиссионных, весь получаемый комиссией доход используется исключительно на определенные уставом фонда цели (в основном на выплату пенсий). В этом проявляется некоммерческий характер негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Частные пенсионные фонды не пользуют разные схемы пенсионных выплат: выплата пожизненной пенсии; пенсионные выплаты в течение оговоренного ряд лет, но не менее пяти; единовременная выплата части пенсионной суммы и гарантированный размер пенсионных выплат в течение оговоренного периода (ряд лет). При этом фонды используют варианты с наследованием пенсионных сумм[9].

Успешная стратегия развития негосударственного пенсионно­го фонда требует правильного выбора регионов, типов предприя­тий и специфического контингента для индивидуального охвата. В соответствии с этими задачами должна строиться и организа­ционная структура негосударственного пенсионного фонда. Это резко расширяет и одновременно осложняет спектр деятельнос­ти. Негосударственные пенсионные фонды России должны вы­полнять следующие несвойственные им функции:

- приобретение в пользу клиента фонда акций предприятий и предоставление ему для этого беспроцентной ссуды;

- выдача беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости (дачи, квартиры);

- повышение защищенности клиента от безработицы;

- открытие и содержание специальных магазинов, ведущих продажу по сниженным ценам, для пожилых и малоимущих кли­ентов.

В настоящее время в России функционируют 250 негосудар­ственных пенсионных фондов, 100 из них оцениваются как дос­таточно сильные.

Согласно закону «О пенсионных фондах» (2003 г.) пенсионные резервы инвестируются негосударственными пенсионными фон­дами исключительно в целях их сохранения и прироста. НПФ обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участни­ков. Анализ же статистики позволяет говорить о том, что НПФ стабильно показывают высокий процент инвестирования в акции и облигации российских компаний. Суммарный объем инвести­рования в акции и облигации российских компаний достигает у некоторых НПФ почти 80% (НПФ «ГАЗФОНД»), что делает порт­фели этих фондов достаточно рискованными. Несмотря на существующие ограничения на вложения в один вид финансовых ак­тивов, утвержденный Инспекцией НПФ особый порядок инвес­тирования, действующий для достаточно большого количества фондов, позволяет им проводить несбалансированную политику. Серьезные отклонения от норм инвестирования могут наблюдать­ся у НПФ и по векселям, государственным облигациям федераль­ного уровня. И, тем не менее, негосударственные пенсионные фон­ды демонстрируют достаточно стабильный рост.

В ближайшее время ожидается значительное увеличение чис­ла негосударственных пенсионных фондов на российском рынке. Статистика говорит об увеличении числа управляющих компаний, ориентированных не на создание паевых инвестиционных фон­дов, а на работу с пенсионными резервами. Успешное функцио­нирование негосударственных пенсионных фондов позволит Рос­сии перейти к системе сбалансированного пенсионного обеспе­чения.

 


2. Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России

 

2.1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда


В социально ориентированных промышленно развитых странах государством устанавливается минимальный уровень пенсионного (как, впрочем, и других видов социального) обеспечения. Он несо­поставимо ниже уровня, получаемого по системам пенсионного стра­хования, как солидарно-распределительным, так и накопительным. При этом для пенсионного обеспечения стран с рыночной эконо­микой характерно сочетание базовых, обязательных систем, обес­печивающих всем жителям или большинству экономически актив­ного населения возмещение доходов при выходе на пенсию, и до­полнительных систем, предназначенных для того, чтобы гаранти­ровать добавочный доход при выходе на пенсию для отдельных про­фессиональных групп.

Дополнительная система пенсионного обеспечения характеризу­ется большим количеством модификаций, зависящих от конкретных условий каждой страны, и строится на обязательных или доброволь­ных принципах внесения взносов. Возникновение дополнительных пенсионных систем объясняется специфическими недостатками базовых национальных систем, построенных как по уравнительному, так и по компенсационному принципу.

В Великобритании, Ирландии, Дании дополнительные системы носят обязательный характер и связаны с оплатой труда за весь пе­риод трудовой деятельности. В Португалии, Германии и Бельгии, где размер пенсии зависит от страховых взносов, производимых в течение всей жизни, дополнительные системы носят добровольный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать