Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения
смотреть на рефераты похожие на "Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения"
«Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть:
1. Анализ состояния организации бытового обслуживания населения.
2. Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в
Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы.
3. Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания.
4. Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в
Ленинградской области.
Выводы.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.
Фактически все эти отрасли, за исключением некоторых направлений
деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год,
были разрушены принятыми федеральными законами, постановлениями
правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными
руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом
деле.
Наиболее сильному разрушению подверглись бытовое обслуживание населения и
местная промышленность. Например, указом Президента РСФСР от 28
С учетом того, что служба быта еще в 1987 году перешла на договорные
условия работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей
услуг, у которых остались централизованными лишь специализированные,
заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им
подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году
уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета»
Госкомстата России, то их число стало еще меньше. Сохранилось лишь около 50
тыс. предприятий, причем многие из них только по названию относятся к сфере
бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах составил в
1996 году всего около 6% от уровня 1990 года.
Проблему бытового обслуживания исследует Кобелев Николай Борисович в своей книге «Организация ремесленной деятельности». Данное издание адресовано широкому кругу читателей, занимающихся ремесленной деятельностью, экономистам, руководителям предприятий, специалистам по организации малого бизнеса, студентам и аспирантам экономических специальностей.
Книга посвящена проблемам ремесленничества в бытовом обслуживании населения, организации ремесленных палат, различным законодательным и нормативным документам Российской Федерации по бытовому обслуживанию.
Суть вопроса заключена в том, что малому бизнесу и предприятиям, которые можно отнести к ремесленным, широко разрекламированным реформаторами в период с 1990 по 1998 год, в это же время был нанесен значительный урон проводимыми реформами, и в первую очередь неумелой приватизацией и коммерциализацией. Существовавшее в Советском Союзе законодательство, подзаконные акты, структуры, традиционные для малого бизнеса и предприятий, которые можно отнести к ремесленным, были бездумно упразднены, и замены им нет до настоящего времени.
Процесс разрушения малого бизнеса и ремесленничества несколько замедлился к 1997 году, когда многие практические работники, экономисты, ряд политических деятелей, значительная часть законодательных собраний субъектов федерации. Государственная Дума поняли пагубность проводимого экономического курса и начали подготовительную работу к формированию законодательства, действительно стимулирующего развитие малого бизнеса и ремесленничества. Законопроект «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» первый законопроект, который позволяет предприятиям бытового обслуживания после почти десятилетнего периода неорганизованности и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой должны стать ремесленные палаты.
Цель моего реферата – стабилизация и развитие деятельности предприятий бытового обслуживания населения, преодоление кризисного состояния отрасли, обеспечение насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, и, в первую очередь, социально-приоритетными, повышения их качества.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В своем развитии предприятия и предприниматели бытового обслуживания населения сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами:
> отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями услуг и органами местного самоуправления;
> недостаточность собственных оборотных средств;
> нехватка квалифицированных кадров;
> трудности получения кредитов, неразвитость рынка лизинговых услуг;
> сложности получения помещений, высокая арендная плата;
> социальная незащищенность работников; низкий уровень платежеспособности основной массы населения.
1. Анализ состояния организации бытового обслуживания населения
Бытовое обслуживание населения является главным направлением деятельности по восстановлению ремесленничества в России. И наоборот, восстановление бытового обслуживания непосредственно связано с введением ремесленничества в нашей стране.
Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как
специфическая отрасль народного хозяйства, которая обеспечивала
удовлетворение самых насущных потребностей населения в среднем на 70% от
рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг
более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988 – 1990 годах составлял в
среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось
более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания.
В сельской местности практически во всех центральных усадьбах существовали
комплексные приемные пункты, а в районных центрах и крупных селах
действовали дома бытовых услуг со всем комплексом услуг (ремонт
холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка,
стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.).
В настоящее время бытовое обслуживание перестало существовать как
отрасль. Объем бытовых услуг в 1997 году составил менее 7% от уровня 1990
года, а потребность в них, с учетом существующего уровня доходов населения,
удовлетворена в среднем на 40%. Количество ателье, мастерских, приемных
пунктов на 1 октября 1996 года (по данным Госкомстата) составило всего
57100 единиц, а в сельской местности – 16170 единиц, т.е. сократилось
соответственно в 2,2 и 6 раз по отношению к 1990 году. Более того многие
предприятия бытового обслуживания являются таковыми только по отчетности, а
занимаются другими видами деятельности. Важнейшие виды услуг (химчистка,
стирка и т.п.) практически перестали существовать даже в ряде областных
центров. Управление бытовым обслуживанием на федеральном уровне каким-либо
государственным органом не осуществляется.
Если ранее бытовыми услугами пользовались практически все население,
то сейчас положение изменилось. Лишь 5 – 10% наиболее обеспеченного
населения получают все нужные им услуги, а основная масса людей не в
состоянии почистить одежду, отремонтировать обувь, телевизор, стиральную
машину и т.п. в связи с отсутствием сети бытового обслуживания с доступными
ценами. В настоящее время сложились монопольно-высокие цены на бытовые
услуги в связи с отсутствием конкуренции из-за ликвидации массовой сети
бытового обслуживания и, следовательно, их массового предложения. Например,
в Москве часовщик не возьмется почистить обычные часы менее чем за 50 руб.,
а мастер из металлоремонтной мастерской заменит пряжку на дамской сумочке
не менее чем за 100 руб., хотя себестоимость этих работ в 10 – 15 раз ниже.
Мастер будет ждать одного или двух богатых клиентов целый день, хотя мог бы
за это время обслужить 15 – 20 клиентов по доступным ценам и получить те же
деньги. Таким образом, изменилась даже психология обслуживающего персонала
в связи с отсутствием массового предложения бытовых услуг по реальным
ценам. Лишь в некоторых областных центрах, где администрации удалось
сохранить массовую сеть бытового обслуживания и обеспечить контроль над
ней, ситуация несколько лучше.
Однако в малых городах, особенно в сельской местности и северных районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически отсутствует. О простом человеке – сельском труженике, рабочем добывающей промышленности на северных окраинах нашей страны, т.е. о людях, которые фактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность и экономику, - государство совсем забыло. Ранее служба быта села и северных районов дотировалась государством путем перераспределения прибыли, получаемой от бытового обслуживания. В 1990 году она составила около 800 млн руб., или примерно 3 трлн руб. в ценах 1998 года. Теперь же бюджет получает от бытового обслуживания менее 1% этой суммы. Такова цена социальной и финансовой политики государства в сфере бытового обслуживания.
По нашим расчетам, реальная платежеспособная потребность населения в
бытовых услугах в 1997 году по отношению к 1990 году снизилась примерно на
30%, а уровень производства услуг по предприятиям всех форм собственности
упал на 75 – 80%. Такое положение свидетельствует о том, что предприятия и
ремесленники в течение семи лет не могут приспособиться к сложившимся
экономическим условиям.
Ссылка на свободу рынка для всех желающих участвовать в нём оказалась явно дилетантской по отношению к сложнейшим и тончайшим механизмам рыночного регулирования. И дело здесь не только в неумелой налоговой политике и инфляции. Главное в том, что полностью разрушена система профессионального регулирования сферы бытовых услуг – от федерального уровня до муниципального. Разрешена существовавшая более 200 лет в России система ремесел, которая в советское время называлась отраслевыми группами бытовых услуг (портные, сапожники, парикмахеры, фотографы, краснодеревщики, часовщики, ремонтники и т.п.). Каждая такая отраслевая группа готовила профессиональные кадры, имела эталонных мастеров-наставников, свои традиции, праздники, свой круг общения. Регулярно 2 – 3 раза в год проводились отраслевые встречи, семинары, совещания в каждом регионе или городе.
Сегодня наша задача заключается, конечно, не в том, чтобы вспоминать былое и сокрушаться по поводу сложившихся обстоятельств. Нам необходимо воссоздать существовавший ранее профессионализм, который не зависит от политических формаций и страстей. Рынок бытовых и других услуг должен иметь чёткую систему регулирования по технологии оказания услуг, оборудованию, профессиональной подготовке, организации обслуживания, культуре, качеству и безопасности.